Главное - добиться выполнения требований охраны труда, устранить опасности и риски. Более того, добиваясь четкого выполнения законодательства, профсоюз помогает устранять недостатки до того, как в образовательные организации придут государственные контролеры, которые вправе штрафовать нарушителей на огромные суммы (юридическому лицу может грозить штраф до двухсот тысяч рублей, должностному лицу - штраф до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация, есть и уголовные виды наказания).
Чтобы защитить права работников на безопасные условия труда, а, с другой стороны, уберечь должностных и юридических лиц от неприятностей, Воронежский обком профсоюза к 2018 году разработал и разместил на сайте vobkom.ru большой блок информационных материалов по охране труда. Кроме того, в 2017 году обкомом профсоюза тиражом 2000 экземпляров издано информационно-методическое пособие «Охрана труда в образовательной организации».
А что же говорят проверки?
Результаты обследований, проведенных в 2017 году технической инспекцией труда Профсоюза образования, свидетельствуют о том, что в большинстве проверенных образовательных организаций Воронежской области налажена работа по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда, обеспечению здоровых и безопасных условий образовательного процесса, проводится административно-общественный контроль. Работники проходят медицинские осмотры бесплатно на основании договоров, заключенных работодателями с медицинскими организациями. Вместе с тем в ходе обследований были выявлены и недостатки.
Не во всех образовательных организациях содержание разделов «Условия и охрана труда» в коллективных договорах актуализировано и приведено в соответствие с изменениями трудового законодательства. В соглашениях по охране труда, являющихся приложениями к коллективным договорам, не всегда указаны источники финансирования и конкретные исполнители мероприятий на текущий календарный год, а кое-где содержатся и мероприятия, не предусмотренные Типовым перечнем, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 года №181н.
В некоторых образовательных организациях не разработаны программы вводного инструктажа и не обеспечено его проведение с работниками сторонних организаций (пищеблоков, частных охранных предприятий и так далее), журналы регистрации ведутся с нарушениями требований по оформлению и заполнению.
В отдельных образовательных организациях обнаружены нарушения электробезопасности: не обеспечено прохождение соответствующего обучения ответственными за электрохозяйство, преподавателями физики, мастерами производственного обучения - с присвоением соответствующей квалификационной группы; в кабинетах физики и информатики радиаторы отопительной системы не оборудованы диэлектрическим (например, деревянным) ограждением, отсутствует маркировка розеток.
Если говорить в целом об образовательных организациях Воронежской области, то масса нарушений в них упирается в плохое финансирование. Большинство нарушений относится к техническому состоянию зданий и оборудования: необходимо проведение ремонта и реконструкции систем отопления, освещения и электроснабжения, помещений спортивных залов и других помещений; требуется замена ветхих окон, а также ремонт кровель и водостоков зданий; в учебных мастерских станочное оборудование морально и физически устаревшее, не отвечающее требованиям безопасности; ручной слесарный инструмент не комплектен и находится в изношенном состоянии.
Денег не хватает и на решение гораздо менее затратных вопросов, таких как обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
В двух последних случаях выход есть, но большинством образовательных организаций области он почему-то не используется. Речь идет о возможности возвращения части сумм страховых взносов из Фонда социального страхования. Пока этой возможностью воспользовались в образовательных организациях Лискинского, Калачеевского и Петропавловского районов, Борисоглебска и Коминтерновского района Воронежа, где возвращенные средства частично или полностью были направлены на специальную оценку условий труда.
Работа, проводимая профсоюзом по защите законных интересов и прав работников, полностью согласуется с позицией государства по этому вопросу, изложенной в распоряжении Правительства РФ от 5 июня 2015 года №1028‑р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы)».
Среди направлений Концепции - профилактика и предупреждение нарушений в сфере трудового законодательства, создание системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства.
Основными превентивными мерами являются формирование законопослушного поведения работодателя, устранение причин и условий совершения правонарушений, недопущение совершения правонарушений в дальнейшем. Действенным способом предотвращения либо сведения к нулю последствий от правонарушения является внедрение в деятельность организаций системы внутреннего контроля или «режима самоинспектирования». Эту систему можно определить как совокупность правовых актов, организационных мер, процедур и инструментов, которые позволят работодателю самостоятельно проводить предварительную оценку соответствия своей деятельности требованиям трудового законодательства и своевременно принимать меры, направленные на предупреждение и устранение возможных нарушений.
Существующий институт уполномоченных лиц по охране труда профсоюза, а также комиссии по охране труда позволяют реализовать систему внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства в образовательной организации.
Работодатели должны понимать, что нарушать законодательство в сфере охраны труда себе дороже.

Петр КОРЕЛЬСКИЙ, технический инспектор труда Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ