Вчерашние выпускники педагогических вузов увидели открытый урок учителя года России-2014 Аллы Головенькиной и побывали на мастер-классе лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года» Ивана Филатова, услышали историю успеха лучшего директора школы России 2017 года Рената Хайбуллина.
- Требования к учителю постоянно возрастают, - говорит своим молодым коллегам Алла Головенькина. - Поэтому время - это самое большое богатство педагога. Каждый день мы должны узнавать что-то новое. Включайте больше любознательности, ведь чтобы увлечь учеников, нужно увлечься самим. Мы передаем детям знания, но останутся ли они в их памяти, в их сердцах или только в тетради, зависит от учителя.
Алла Николаевна четыре года назад стала учителем года России. Тогда она преподавала биологию в школе №1 небольшого городка Нурлат, сегодня работает в одном из лучших учебных заведений Татарстана - лицее города высоких технологий Иннополис. Именно увлеченность, желание развивать образование в республике помогают ей и самой совершенствоваться в профессии, и сопровождать на этом пути других. В прошлом году в Татарстане был создан клуб «Учитель года», руководителем которого стала Алла Николаевна.
Участники педагогической школы с большим воодушевлением слушали истории успеха. Например, как Иван Филатов стал самым молодым директором школы в Казани. А ведь ему нет еще и тридцати!
Работать в школу Иван пришел не сразу, долго экспериментировал: был и официантом, и барменом, и менеджером, и промоутером, и даже сварщиком. Попробовать себя в роли учителя решился во время учебы в магистратуре Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Правда, учебный год тогда был в самом разгаре, поэтому вакантное место историка нашлось только в школе на окраине Казани.
- Так я и стал учителем. Школа затягивает, очень сильно привязываешься к детям, - говорит он.
В 2016 году Иван Филатов участвовал в номинации «Педагогический дебют» республиканского конкурса «Учитель года» и не только был признан лучшим молодым педагогом, но и поехал представлять Татарстан на Всероссийский конкурс профессионального мастерства. В Москве вошел в число пятнадцати лучших.
Однако, не скрывает Иван, это было одно из самых сложных для него испытаний. Приходилось бороться не только с дрожью в коленках, но и с температурой, которая предательски поднималась до 39.
- В жизни вообще ничего не дается легко, - предостерегает молодых педагогов Иван. - Если хотите добиться успеха, ставьте цель и работайте. А молодость - это только преимущество.
С ним согласен и Алексей Зиновьев. Бывший учитель английского языка, а затем и заместитель директора школы, сейчас занимается сопровождением образовательных программ в инновационном кластере «Иннокам».
- Чтобы двигаться - нужно бежать, - утверждает Алексей. - И если в бизнесе мерило успеха - это заработная плата, то в педагогике - заслуги учеников.
Алексей Зиновьев начинал учителем в сельской школе, хотя в юности о профессии педагога не грезил. Как он сам заявил, в казанский педагогический колледж поступил из меркантильных соображений - бесплатно выучить иностранный язык. Студентом работал в ночном клубе.
- Но однажды накануне первого сентября позвонил директор одной из сельских школ Камско-Устьинского района Татарстана, мол, выручай, нет учителя иностранного языка, - рассказывает Алексей. - Я на тот момент уже поступил на психфак и планировал остаться в колледже преподавать. Но раз надо - поехал. Первый год был для меня вызовом: зимой снег выше крыш, который нужно убирать, весной грязь непролазная. Вся эта сельская жизнь меня забавляла четыре года… Потом была средняя общеобразовательная школа №1 города Тетюши, и, наконец, когда я пришел к тому, что систему образования менять изнутри тяжело, - инновационный кластер «Иннокам».
А вот директор школы №85 Ренат Хайбуллин из учительской династии. Всю свою сознательную жизнь провел среди педагогов, поэтому вопрос выбора профессии даже не стоял. Его педагогический стаж - 19 лет, и шесть из них он на руководящем посту. В прошлом году Ренат Равильевич стал лучшим директором школы в России.
- Может, я очень счастливый человек, но для меня в школе все просто и понятно, - говорит он. - Нужно каждому найти свое место, и тогда механизм будет работать без сбоев. Единственная трудность, с которой я сталкиваюсь, - это нежелание некоторых педагогов проявлять инициативу, пробовать что-то новое, выходить за рамки. Но и это поправимо.
Советы учителей, которые только начинают делать первые успехи в профессии, были не менее важны молодым педагогам, чем мастер-классы мэтров. Победительница прошлогоднего республиканского конкурса «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют» Ольга Бондарь показала, как можно использовать межпредметные связи, и провела урок химии на английском языке.
- Я вижу удивление в ваших глазах, - улыбается молодая учительница казанского лицея №83, приветствуя присутствующих на английском. - Но уверяю, каждый из нас владеет достаточным уровнем иностранного языка, чтобы применять его на уроках. Просто обратитесь к своей памяти и вспомните школьную программу.
Ольга Бондарь убеждена, что сегодня все самые важные открытия совершаются на стыке наук, поэтому современный учитель должен хорошо знать не только свой предмет.
В школе Ольга работает третий год. Профессию выбрала осознанно - мама учительница начальных классов.
- Свои первые открытия я совершала под ее руководством. Именно тогда в моей голове сложился определенный образ учителя: сдержанный, аккуратный, справедливый, ответственный. Сегодня я стремлюсь быть для своих учеников не только носителем знаний, но и наставником, собеседником. Стараюсь научить их уже сейчас грамотно, но критически относиться к информации, которая в большом количестве поступает из разных источников. Каждый наш урок похож на поле битвы, где я атакую их знаниями, а они меня - вопросами, и каждый выходит победителем.
По словам молодого учителя, абсолютно не важно, откроют ли ученики двери в научную лабораторию или нет, главное, чтобы знания и навыки, которые прививаются в школе, им пригодились.
- Обновление мира начинается в школе, и я рада, что, как и вы, причастна к этому, - с улыбкой говорит Ольга Бондарь.

Кстати

Сегодня в Татарстане около 25 процентов педагогов - молодежь. Совет молодых педагогов РТ, созданный по инициативе республиканской профсоюзной организации работников образования, проводит для них не только форумы, но и курирует в ежедневной работе. Местные ассоциации есть практически во всех районах Татарстана. Самые активные ежегодно получают стипендию от республиканского комитета профсоюза работников образования.