- Горком профсоюза слушает, здравствуйте, - приветствует собеседника ведущий специалист Лада Владимировна Ефименко. - Да, подходите с документами. Посмотрим, что можно сделать. Когда? Если сегодня, то в любое время.
Она немного лукавит. Было бы лучше, если бы встреча эта произошла после того, как она сверит все цифры в отчете, который срочно затребовал обком профсоюза. Но сосредоточиться на документе ей все равно не удается, потому что пришел очередной посетитель: кому-то вновь потребовалась помощь.
Еще звонок. Трубку снимает председатель горкома Ирина Ивановна Попова. Слышит взволнованный, раздраженный голос. Собеседница представляется: учитель одной из школ, большой стаж работы, выходит на пенсию. А вот с ней-то и проблема. Сбивчиво объясняет суть: в Пенсионном фонде при подсчете стажа не учли некоторые периоды. С обидой несколько раз повторяет: «Как же так? Я столько лет проработала, а получить должна - смешно сказать!» С надеждой спрашивает: «Может, хоть вы мне поможете?»
Сколько таких обращений уже было и сколько еще наверняка будет!

Когда взрослый человек не может объяснить ребенку суть какой-то ситуации, психологи советуют ему воспользоваться спасительной фразой: «Знаешь, так получилось…» Вроде как никто не виноват. Ну, произошло. Будем жить дальше. В нашем случае тоже, видимо, «так получилось», что, отработав 25 лет в образовании, педагоги вынуждены отстаивать свои права через суд, фактически отвечая за чужие ошибки. Ну, не виноваты люди в том, что в свое время в их трудовых книжках появились самые вольные трактовки должностей, названий учреждений, не соответствующие современным нормативным наименованиям! Хватаются сейчас кадровики за головы, да что толку. Потому и не прекращаются тяжбы с Пенсионным фондом. Уже впору зафиксировать эту деятельность профсоюза как одно из главных направлений работы.
Нисколько не сомневаюсь, что в Пенсионном фонде работают не монстры. У них нет цели отказать в назначении пенсии, в том числе и досрочной, или ущемить и без того скудную пенсию бюджетника. Они делают свою работу. Ведь у чиновника все должно быть чин по чину. А что такое чин? Верно: это порядок. А где у нас порядок? Конечно, в законах. Значит, все вопросы нужно адресовать законодателям. Но они тоже люди: там не учли, тут не подумали, здесь не доглядели. Так получилось… Вот и плодятся всевозможные казусы, которые поистине изумляют.
Зададим лишь несколько вопросов, с которыми столкнулись на практике.
Почему в стаж, дающий право на получение пенсии, не засчитывались периоды работы в должности освобожденного классного воспитателя, завуча по внеклассной и внешкольной работе, периоды работы воспитателем в ведомственных детских садах?
Если работник был направлен на курсы повышения квалификации или находился в учебном отпуске, означает ли это, что потраченное время не имеет никакого отношения к его трудовой деятельности?
Если работа учителя в негосударственной школе не считается педагогической, тогда какая она?
Если учитель не может подтвердить специальный стаж сведениями персонифицированного учета, то в чем его вина?
Помните «Сказку о потерянном времени», которую написал Евгений Шварц? Злые волшебники охотятся за беспечными школярами и потерянное ими время присваивают. В нашем случае сюжет и действующие лица, скажем так, иные, но картинка очень схожа: дни, месяцы и даже годы неучтенного учительского стажа аккуратно и методично собирают в невидимые мешочки и складывают на хранение.
Вообще, в правовой и других системах образовательной сферы, как мне представляется, довольно много сказочного. Пробили куранты, и - пожалуйста! - волшебным образом испарились так называемые книжные деньги - мизерная, но приятная добавка к зарплате на приобретение книгоиздательской продукции. И кто о них теперь вспоминает? Изготовились куранты пробить в очередной раз, а учитель уже не учит и воспитывает, а оказывает образовательные услуги. В услужение, значит, пошел. Не успело образовательное пространство в себя прийти от реформ, как его насквозь пронзает жесткая управленческая вертикаль.
Найдется ли, как в сказке, фея, которая смягчит удары? Найдется ли в реальной жизни организация, которая мешочки развяжет и время учительское драгоценное на свободу выпустит? Да, не только нашлась, но и успешно действует!
Вынося решения не в пользу заявителя, Пенсионный фонд сразу направляет педагогического работника в профсоюз. Здесь помогут и в ситуации разобраться, и исковое заявление в суд составить, а в суде докажут обоснованность претензий заявителя.
Тот, кто знаком с работой профсоюзной организации, знает, как многогранна ее деятельность. Но вот что интересно. Сама не раз была свидетелем и участником множества интереснейших конкурсов, праздников, слетов, туристических поездок, спартакиад. Всякий раз горкомовцы дотошно анализируют свою работу, стараясь избежать недочетов и «проколов» в будущем. Но кажется мне, что никогда работники горкома не бывают так довольны результатом своего труда, как в тех случаях, когда удается отстоять права человека. Я права?
- Да, - подтверждает Ирина Ивановна Попова. - Получив отказ в Пенсионном фонде, люди часто теряются, не знают, как себя вести и что делать. Далеко не у всех есть средства на адвокатские услуги. И тогда со своими вопросами они идут к нам, в Таганрогский городской совет профсоюза. Мы даем бесплатные юридические консультации, пишем исковые заявления в городской и, если потребуется, в суды высшей инстанции, сопровождаем судебные разбирательства. В этом нам активно помогает внештатный юрисконсульт горкома профсоюза Виталий Анатольевич Ленда.
Здесь, наверно, читатель вправе потребовать конкретики: давайте цифры и факты! Даю.
За 2015 год городской профсоюз работников образования сумел отстоять по 18 исковым заявлениям к Пенсионному фонду суммарно более 64 лет стажа, в денежном выражении эффективность этой работы составила 6 млн 144 тысячи рублей. В 2016 году по 16 исполнительным заявлениям отстояли 75 лет стажа, это уже более 7 млн рублей. В 2017 году цифры не меньше.
Как не вспомнить историю учителя (фамилию просил не называть), которому не засчитали 11 (одиннадцать!) лет трудового стажа. Причина: реорганизация учреждений и переход на работу из закрывшегося учебно-производственного комбината (УПК) в школу, открытую на базе того же УПК. Но ведь отстояли же!
Еще пример. Как-то мы вместе с профсоюзной активисткой Еленой Филиппской готовили к печати материал о роли профсоюза в ее жизни. Она рассказала, как в 2011 году ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Ее работа в должности пионервожатой и воспитателя в санаторной школе-интернате не была признана педагогической деятельностью. А это ни много ни мало 9 лет и 10 месяцев стажа! Помог профсоюз.
Жизнь идет своим чередом. Ежедневно возникают самые разные вопросы. Они связаны с режимом работы и рабочим временем сотрудников образовательных учреждений, предоставлением отпусков, в том числе учебных, аттестацией педагогов, порядком оформления трудовых договоров и так далее до бесконечности. Количество обращений растет, потому что горком профсоюза смог доказать свою состоятельность как сильного игрока в правовом поле.
Развитию правового просвещения помог и 2016 год, который был объявлен Годом правовой культуры в профсоюзе. Чтобы отстаивать свои права, член профсоюза должен ощущать уверенность в своих действиях. И здесь не обойтись только обучением профсоюзного актива и руководителей образовательных учреждений. Нужно максимально приближать правовую культуру к рядовым работникам. Поэтому горком профсоюза принял решение о выпуске журнала правовых знаний «Знай и отстаивай свои права». В журнале со ссылкой на законодательные акты в форме вопросов и ответов даются точные разъяснения, как поступать правильно, то есть в соответствии с правом. Диапазон вопросов широчайший - от налоговых вычетов по НДФЛ на детей и расчета отпусков до правил перевозки школьников в экскурсионных автобусах и бесплатного ремонта в квартирах.
Когда вышел первый номер, сразу же пошли отклики, в том числе из других территорий области. В один голос все сказали, что такой журнал необходим. Выпуск продолжается.
Правовая культура - это не только ситуативные разъяснения. Она требует системного, глубокого погружения в теорию и практику юриспруденции. По сути дела речь идет о привитии вкуса к изучению права. Именно поэтому 14 профсоюзных активистов Таганрога приняли участие в конкурсе рефератов на правовые темы, объявленном Центральным советом Общероссийского Профсоюза образования, а одна из участниц, председатель первичной профсоюзной организации средней школы №32 Галина Харисовна Сагирова, стала его призером.
…Председатель городской организации профсоюза Ирина Попова отвечает еще на один телефонный звонок. Руководитель образовательного учреждения просит подсказать, как быть в непростой ситуации. Работница ушла в декретный отпуск. На ее место по трудовому договору взяли женщину, которая тоже ушла в декрет. Как все оформить правильно, причем сохранить место и за второй работницей, которая весьма пришлась ко двору?
Ответ получен. Права всех заинтересованных сторон будут соблюдены.
Сколько таких обращений уже было и сколько еще наверняка будет!

Евгения БУКАТИНА, руководитель информационного центра Таганрогской городской организации Общероссийского Профсоюза образования
Ростовская область

Прим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».