Коротко о главном
В своем основном докладе министр образования и науки РФ Ольга Васильева сделала акцент на двух основных направлениях деятельности - реализации майских указов Президента России и переходе министерства на механизмы проектного управления.
Что касается указов, главная задача - «повышение уровня заработной платы педагогических работников на всех уровнях образования». Ольга Юрьевна сообщила: этот уровень поэтапно повышается. «Так, в абсолютных значениях размер средней заработной платы увеличился в 2017 году в сравнении с 2016 годом на тысячу шестьсот рублей в общем образовании, на четыре тысячи двести рублей - в дополнительном образовании детей…».
Проектная деятельность - это пять приоритетных проектов: «Создание современной образовательной среды для школьников», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», «Доступное дополнительное образование для детей» и еще один - в рамках стратегического направления «Международная кооперация и экспорт». Подробнее с тем, как идет работа над проектами, можно узнать на сайте Минобрнауки России. Сейчас же хотелось бы остановиться на нескольких моментах.
Создание современной среды - это в том числе ликвидация многосменного обучения. К 2025 году есть амбициозный план перейти на односменный режим, однако для этого требуется не менее 6,5 млн новых мест в школах. В 2017 году новых мест появилось около 57 тысяч. Выступавший позже председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов уверен: «Для нас очевидно, что финансовая траектория не позволит решить поставленную президентом задачу обеспечения всем детям возможности учиться в одну смену к 2025 году. Эта задача не будет решена с учетом тех бюджетных ассигнований, которые сейчас зафиксированы». Значит, нужны финансовые вливания. Насколько они реальны? Лилия Гумерова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, напомнила, что в ноябре участники заседания Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей обратились с просьбой к Президенту России Владимиру Путину об увеличении бюджетных ассигнований на строительство новых школ в 2018 году с 25 миллиардов до 50 миллиардов. «29 декабря по этому вопросу Совет Федерации принял обращение к Правительству РФ. Сегодня получили ответ о положительном решении данного вопроса».
Цель проекта, посвященного дополнительному образованию, - обеспечить в 2020 году (это уже намного ближе, чем 2025 год) охват качественным допобразованием не менее 70‑75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. И, кстати, с данной темой тесно связано еще одно, новое направление в работе министерства - организация детского отдыха. Ольга Васильева сообщила, что в 2017 году на территории Российской Федерации функционировали около 50 тысяч организаций отдыха детей и их оздоровления, организованными формами отдыха охвачено более 6,5 млн детей. Министр прокомментировала: «50 тысяч лагерей - это очень мало для нашей страны. Мы должны делать все возможное, чтобы количество лагерей, при соответствии всем нормам и требованиям, которые предъявляются к детскому отдыху, увеличилось».
В проектной деятельности основной принцип, по мнению Ольги Юрьевны - «сбалансированное взаимодействие министерства с другими участниками проектной деятельности - федеральными и региональными министерствами и ведомствами, образовательными, научными, общественными организациями».


Профсоюзный наказ
Один из постоянных социальных партнеров Минобрнауки России - Общероссийский Профсоюз образования. Выступая на коллегии, председатель профсоюза Галина Меркулова сказала, что взаимодействие министерства и профсоюза носит достаточно системный характер. «Это касается социально-экономических, трудовых, правовых интересов работников и не только. Вопросы очень разные - национальная система роста педагога, профессиональные стандарты, заработная плата, условия труда, совместные конференции по самым актуальным вопросам, круглые столы, обсуждения проектов законов, нормативных актов, рекомендаций и так далее». При этом Галина Ивановна заметила: «Не могу сказать, что у нас всегда все гладко, мы всегда со всем согласны. Но мы всегда ищем пути, чтобы прийти к оптимальным, приемлемым решениям по тем или иным вопросам, которые мы обсуждаем. Идет нормальный, конструктивный диалог. Министерство образования и науки Российской Федерации откликается на наши предложения. В частности, сейчас мы завершаем подготовку к очень важной, на наш взгляд, конференции, которая пройдет в Калининграде с 25 по 28 марта, она касается модернизации системы повышения квалификации учителей. Кроме того, 4 апреля мы проводим не менее важную конференцию в Москве - «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».
Говоря о завтрашнем дне, ведь итоговая коллегия - это еще и планирование наступившего года, Галина Меркулова задалась вопросами: «Как удастся обеспечить решение Конституционного суда, который указал, что в состав МРОТ не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях? И еще, будет ли обеспечено финансирование указов о повышении МРОТ?». Председатель профсоюза призвала Минобрнауки России, профильный комитет Госдумы РФ объединять усилия для решения этих и других проблем. И более того - «само образовательное сообщество и государство должны делать намного больше, если мы хотим, чтобы образование было лучше, эффективнее, ведь это не только ответственность учителя».


Что нас ждет завтра
Проанализировать результаты пути - это очень важно. Но не менее значимо увидеть перспективы 2018 года на старте. Что самое важное?
В этом году Минобрнауки России совместно с субъектами Российской Федерации приступило к реализации ведомственного проекта «Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования». Правительство РФ выделило на это 24,5 млрд рублей.
Если ранее были утверждены историко-культурный стандарт, концепции развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, то в этом году на майской коллегии Минобрнауки России рассмотрят проекты концепций по обществознанию, географии, физкультуре, искусству и технологии, планируется разработка и утверждение предметных концепций по физике, химии, биологии, астрономии, ОБЖ.
В 2018 году планируется завершить работу над проектом федерального закона «О научной, научно-технической, инновационной деятельности в Российской Федерации». Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что пока замечаний к законопроекту очень много: «Мое глубочайшее убеждение - в том виде, в котором закон представлен, у него нет шансов на принятие Госдумой РФ».
2018 год объявлен в России Годом добровольца (волонтера), а 5 декабря стал Днем добровольца. В этом году это самая актуальная тема, и тут есть поле для деятельности: в России созданы более 20 тысяч волонтерских объединений, в работе которых участвует пять миллионов человек.
Главная новость от замминистра образования и науки РФ - руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова - в 2018 году никаких серьезных содержательных изменений в ЕГЭ не будет: «Наша задача на ближайшую перспективу - удержать достигнутый уровень объективности и доверие общества к ЕГЭ».
Со следующего учебного года пятым иностранным языком в структуре ЕГЭ станет китайский. А уже в этом году «будет завершена подготовка к проведению ЕГЭ по информатике полностью в компьютерной форме».
«В 2017 году успешно апробировали модель оценки учителей на знание предмета и методики его преподавания по русскому языку и математике, - напомнил Сергей Сергеевич. - Мы готовы к широкому внедрению этой модели по всем регионам и всем предметам. В 2017 году впервые провели оценку эффективности управления образованием на региональном уровне. Результаты представим в Санкт-Петербурге 29 марта, каждый региональный министр получит их индивидуально. Мы также завершили трехлетнюю работу по введению новых подходов к инспекции школьного образования. Уменьшили оценку формальных показателей деятельности школ и впервые ввели реальную оценку знаний школьников, придав ей первостепенное значение. Этот подход был закреплен в новом административном регламенте Рособрнадзора».
Подробный доклад о работе Федерального агентства по делам молодежи сделал его руководитель Александр Бугаев. В планах агентства в том числе продолжение Всероссийского конкурса молодежных проектов: «Общая сумма грантового фонда в этом году будет составлять более 2,5 миллиардов рублей, в том числе появятся такие направления, как предоставление субсидий образовательным организациям, подведомственным не только Министерству образования и науки РФ, но и другим министерствам России, на работу с молодежью, реализацию воспитательных программ на территории вузов. Кроме того, мы нашли возможность поддерживать неформальные объединения молодежи, работающие в рамках вузов, для этого выделено больше 300 миллионов рублей».