В опросах приняли участие 900 учителей - 300 из сел и деревень, 300 из небольших городов и 300 из региональных столиц, рассказала РБК главный редактор обзора, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Опросы проводились в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях.
Больше всего заработной платой удовлетворены учителя в небольших городах - таких среди них почти 42%. Чуть меньше довольны педагоги в региональных столицах (41%), а менее всего - преподаватели в селах (40%). При этом в 2017 году уменьшилась доля учителей, которых полностью не устраивает оплата труда: если в 2016 году их было 32%, то в 2017‑м - 25,4%.
В течение последних лет педагогические коллективы школ обновились незначительно, отмечают авторы доклада. О сильном обновлении сказали только 17% респондентов. Остальные высказали мнение, что ​процесс прихода на работу в школу новых кадров имеет низкую динамику.
Исследователи попросили учителей рассказать, что именно может привлечь молодых специалистов в школу. Чаще всего преподаватели (можно было выбрать несколько ответов) называли стабильную занятость (32%), удобный график (37%) и интерес к профессии (35%). Относительно высокую зарплату в качестве привлекательной для молодежи назвали 14%. В то же время 24% опрошенных признались, что в школе нет ничего, что может быть интересно для молодых специалистов.
Мнение молодых учителей (до 35 лет) отличается от средних оценок. Главный фактор, который их влечет в школу, - интерес к профессии (51%), на втором месте удобный график (49%), на третьем - стабильность (26%). При этом на 4,5% выросла доля тех, кто считает важным фактором заработную плату, - с 15,5% в 2016 году до 20% в 2017 году.
Большинство учителей (68,4%) не определились в вопросе развития своей карьеры. Около 20% связывают его с методической деятельностью. Предполагают стать директором школы или занять другие позиции в управленческой команде школы 11,7% учителей.
Примечательно, что большинство педагогов - 75,7% - не планируют менять сферу профессиональной деятельности и уходить из системы общего образования.

Игорь ВЕТРОВ,
по материалам РБК и Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС