Тогда же стало известно, что некоторые работы Макаренко вообще не опубликованы, а часть подвергалась значительному идеологическому редактированию. Так и не была написана подлинно научная биография Макаренко, объективно освещающая все аспекты становления личности педагога-писателя в единстве с эпохой, в которую он жил. Заключительным аккордом стал международный симпозиум «Современное состояние и перспективы макаренковедения» (апрель-май 1989 года) в Марбурге (ФРГ), участники которого создали Международную ассоциацию макаренковедов.
В 1989 году издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу Юрия Азарова «Не подняться тебе, старик». Перечитывать классиков всегда полезно, тем более если это делает доктор педагогических наук, который за год до этого писал: «Могу признаться: меня долгие годы не оставлял в покое педагогический гений Антона Макаренко. Восхищало его искрометное жизнелюбие. Его преданная любовь к детям. И его облик - пора­зи­тель­ное соединение размаха и сдержанности».
Герой романа-исследования Азарова (за спиной которого сам автор) выносит суровый приговор: «Макаренко вобрал в себя самое страшное, что было в сталинской идеологии: нивелировка личности, отказ от интеллигентных традиций русской да и классической педагогики, отказ от Идеала, каким был для всех времен и народов всесторонне и гармонически развитый человек. Этот идеал Макаренко называл болтовней…»
В 1990 году «Политиздат» выпустил в «Библиотечке семейного чтения» сборник из педагогического наследия Макаренко с вступительной статьей члена-корреспондента АПН СССР доктора исторических наук Виктора Хелемендика.
В начале 90‑х годов в России одним из центров изучения и пропаганды наследия Макаренко становится Нижегородский педагогический институт им. ­М.­Горь­кого. При активном участии профессора Анатолия Фролова здесь выходит сборник, отражающий макаренковедческую работу того времени в нашей стране и за рубежом, собирается Российская научно-практическая конференция «А.С.Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике».
В 1995 году профессора Феликс Фрадкин, Маргарита Плохова, Ефим Осовский опубликовали «Лекции по истории отечественной педагогики», содержащие главу «Антон Семенович Макаренко и воспитание в коллективе».
А в 1999 году профессора Евгения Бондаревская и Сергей Кульневич выпустили учебное пособие «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания», содержащее обстоятельный параграф «Традиции коллективистского воспитания». Авторы предварили критику педагогического наследия Макаренко, его практики рассмотрением «истоков и смысла коллективизма в воспитании».
Прошлое столетие завершилось публикацией знаковой в контексте борьбы оценок творчества педагога книги «Макаренко» в известной «Антологии гуманной педагогики». На обложке томика академик Шалва Амонашвили написал: «Люди стали суровые, они только с материей возятся, а явления в собственных душах для них стали непосильные…» Эта скрытая боль Антона Семеновича есть ключ к пониманию его наследия, в котором гуманная основа замаскирована и тем самым убережена от тьмы 30‑х годов».
В последнее десятилетие попытки осмыслить уроки Макаренко предпринимались в публикациях «Учительской газеты» и в других изданиях, на научных конференциях различного уровня. В 2016 году мы отметили 80‑летие со дня выхода в свет «Педагогической поэмы» Макаренко, в 2017‑м - аналогичный юбилей первого издания «Книги для родителей». Важным актом государственного признания значимости творчества Макаренко и макаренковедения в современной России стало присуждение одной из премий Правительства Российской Федерации 2017 года в области образования за цикл трудов «А.С.Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания» нижегородским коллегам Анатолию Фролову, Сергею Аксенову и Елене Илалтдиновой.
А нынешнее 130‑летие Макаренко мы со студентами традиционно отметили читательской конференцией.

​Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула