«Но в таком случае зачем же готовиться к ВПР?» - задаются вопросом некоторые родители. Ответ очень прост: для психологического спокойствия и уверенности ребенка. ВПР - это стандартизированная работа со своими формальными требованиями к подаче задания, оформлению ответов, с четко обозначенным регламентом для его выполнения. Каждый ли из нас, взрослых, может похвастаться, что без волнения приступает к любому новому заданию, тесту, испытанию, которое нам поручают, да еще и с намерением оценить выполненное? А что же говорить о десятилетних детях? Конечно же, речь ни в коем случае не идет о натаскивании на выполнение заданий. Цель в другом - сделать для ребенка малопонятное и слегка пугающее явление ВПР понятным, привычным, а может быть, даже и увлекательным. Это во многом зависит от нас, учителей и родителей.
И тут встает другой вопрос: как выбрать из многообразия учебной литературы именно то издание, которое поможет, а не перегрузит процесс подготовки, которое содержит весь объем материала для повторения курса обучения по предмету, предложит несколько вариантов отработки наиболее сложных тем, которое позволит методически правильно выстроить занятие в школе и не вызовет проблем у заботливых родителей при организации таких мини-уроков дома?
Зная, насколько в этом вопросе важны рекомендации коллег, которые нашли для себя правильную книгу и успешно ею пользуются, хочу поделиться с учителями начальных классов и родителями четвероклассников своими впечатлениями об одном таком издании: готовясь к ВПР по русскому языку, обратите внимание на пособие «Русский язык: Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы: 25 вариантов: типовые задания. ФГОС», выпущенное издательством «Экзамен» в 2018 году.
Почему я считаю именно это пособие одним из наиболее удачных? С удовольствием поясню.
Четвероклассники выполняют Всероссийскую проверочную работу на специальных бланках, выдаваемых им перед началом работы. Так вот, страницы пособия внешне полностью соответствуют таким бланкам. Если извлечь их из книги, а эту возможность как раз и продумали редакторы издания, то можно провести в классе или дома «генеральную репетицию» ВПР, превратив таким образом серьезную работу по повторению и систематизации изученного материала в «игру в контрольную». Кстати, для достоверности происходящего можно присвоить каждой работе специальный четырехзначный код, так же как будет на ВПР. Тогда учитель при проверке увидит только правильные ответы и ошибки, а не фамилию выполнявшего работу, что повысит объективность оценки знаний ученика и снимет с ребенка психологическую нагрузку.
Кому легче проверить написанную работу - учителю или родителям? Риторический вопрос. Тогда как же быть маме или папе, если они решили потренировать свое любимое чадо, но не слишком уверены в собственной объективности и компетентности? Поможет наше пособие! Ведь в конце книги есть ответы на каждое из заданий для 25 вариантов, представленных в издании. Да, вот еще что важно: листы с ответами тоже можно заранее извлечь, чтобы не спровоцировать естественное желание ребенка подсмотреть и списать верное решение. Здесь отмечу еще одно достоинство издания: приведенные в нем ответы - это не только критерии правильности-неправильности при оценивании, а полноценные, методически выверенные образцы для рассуждения, построения верного утверждения.
Хочу еще раз обратиться к родителям, которые, конечно, волнуются за своих маленьких выпускников. Уважаемые взрослые, перед началом ВПР для школьников обязательно будет проведен краткий инструктаж. Ребятам заранее напомнят, что они будут писать проверочную работу; сообщат о том, что проверочная работа будет состоять из двух частей и что время, выделенное для написания работы, - 45 минут для каждой из них; продемонстрируют листы с заданиями и пояснят, что выполнять задания можно в любой последовательности, стараясь дать как можно больше правильных ответов; предупредят, что в случае ошибки можно будет зачеркнуть неправильный ответ и написать верный; посоветуют при необходимости воспользоваться черновиком, записи в котором проверяться и оцениваться не будут; обязательно пожелают успеха. Такую подробную инструкцию вы тоже найдете в начале каждого варианта пособия издательства «Экзамен». Будет нелишним внимательно изучить ее и перечитать вместе с ребенком несколько раз.
Итак, Всероссийская проверочная работа по русскому языку в 4‑х классах проводится в два этапа - 17 и 19 апреля.
17 апреля, в день выполнения первой части ВПР по русскому языку, выпускники напишут диктант и выполнят два задания, связанные с текстом диктанта. Заглянем в наше пособие. Тексты диктантов для тренировки помещены на страницы с ответами, каждый - в свой вариант. Помните, для удобства и целесообразности мы заранее извлекли их из сборника?
А теперь давайте детально обсудим алгоритм выполнения такой работы и прочитаем текст тренировочного диктанта одного из вариантов, например варианта 22.
Мама
Мама. Она с первых мгновений жизни самый родной человек. В раннем детстве мама кормила тебя с ложечки и пела колыбельные песни. Она счастливо улыбалась, гордилась твоими выступлениями на праздниках в детском саду. Ты всегда чувствуешь мамину поддержку. Скоро ты повзрослеешь. Но и тогда будешь ощущать её любовь и поддержку. Мама всегда будет ждать тебя дома. Даже если ты улетел очень далеко от родного гнезда.
Береги свою маму. Заботься о ней. Не жалей для неё добрых слов и ласковых улыбок. (80 слов)
Как мы видим, текст адаптирован, доступен для понимания, содержит в себе изученные в курсе начальной школы орфограммы и воспитательный потенциал.
К тексту предлагаются следующие задания:
Среди ответов мы находим вариант 22, часть 1 и сравниваем выполненную ребенком работу с образцом.
На этом выполнение части 1 проверочной работы заканчивается. А в сборнике остаются еще 24 варианта текстов, которые можно использовать не только для подготовки к ВПР, но и для повторения и систематизации изученного материала в течение учебного года. Следует отметить еще одно неоспоримое достоинство пособия: все тексты и задания полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы, а все формулировки в точности соответствуют заданиям, которые будут предложены учащимся в ходе выполнения работы.
19 апреля, то есть через день после выполнения 1‑й части, выпускники приступают к выполнению второй части ВПР. Впереди 12 заданий, охватывающих изученные в начальной школе темы. В строгом соответствии с образцом ВПР-2018 в рассматриваемом пособии находится 25 примерных вариантов работ.
Часть 2 начинается с задания 4 (вы, конечно, помните, что первые три задания выполнены в части 1), проверяющего использование орфоэпических норм русского языка. Выпускникам предлагается определить правильную постановку ударений в предложенных словах.
Задание 5 предполагает умение классифицировать согласные звуки на основе частичного фонетического анализа. Ученику предлагается найти в предложении и выписать слово, в котором три слога, а все согласные звуки - твердые.
Следующие десять заданий формулируются на основе самостоятельно прочитанного ребенком текста. Для удобства выполнения заданий каждое предложение текста пронумеровано. Вот так структурно будет выглядеть текст на ВПР, предложенный для подготовительной работы в пособии (приводим фрагмент):
Согласитесь, такое построение текста непривычно и требует от ребенка определенного навыка, следовательно, пособие разумно нацеливает свою аудиторию на полноценную отработку алгоритма действий.
Задание 6 предполагает умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста.
В задании 7 ученику предложено разделить текст на смысловые части и составить план текста.
Задание 8 выясняет умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста, задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста.
Задание 9 требует умения распознавать значение слова, адекватно формулировать значение слова в письменной форме. Соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять значение слова по тексту.
Задание 10 выявляет учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы), подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Задание 11 предлагает классифицировать слова по составу, уметь находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Задания 12‑14 выявляют умение распознавать в тексте грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов; проводить морфологический разбор указанных частей речи.
Завершающее задание 15 дает возможность проявить знание обучающимися норм речевого этикета, умение выражать просьбу, благодарность или отказ в ситуации межличностного общения, исходя из анализа заданной речевой ситуации; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения, оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, с людьми разного возраста; продемонстрировать уровень развития письменной речи.
При выполнении данного задания будут оцениваться толкование ситуации в заданном контексте, корректность высказываний с этической точки зрения, правописная грамотность, то есть запись предложений без орфографических и пунктуационных ошибок.
Вот и все. Последнее задание Всероссийской проверочной работы по русскому языку позади. А ведь все не так уж и страшно, верно? Тем более с таким грамотным сборником заданий, отвечающих всем требованиям ФГОС и основанных на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Замечу, что приказом №699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях. Значит, смело берем пособие «Русский язык: Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы: 25 вариантов: типовые задания. ФГОС», багаж накопленных знаний, оптимистическое настроение и… только вверх, и только вперед, к новым знаниям, свершениям и открытиям!

​Ирина ДМИТРИЕВА, замдиректора по УВР гимназии №25 Курска, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017