Кто есть кто
Идея Олимпиады НТИ, стартовавшей в 2015 году, принадлежит Российской венчурной компании (РВК) и Агентству стратегических инициатив (АСИ). Амбициозная и масштабная цель олимпиады - поиск и развитие талантов для Национальной технологической инициативы, программы по созданию принципиально новых рынков и обеспечению глобального технологического лидерства России к 2035 году, - не оставили без внимания крупнейшие технические университеты и корпорации. Среди вузов - организаторов соревнований - Московский Политех, СПбПУ, ТПУ, Университет Иннополис, МФТИ, НИЯУ МИФИ, МАИ, Университет ИТМО, ДВФУ, УрФУ, СибГУ им. М.Ф.Решетнева, МИСиС, МГТУ им. Н.Э.Баумана, СКФУ. Партнерами профилей Олимпиады НТИ также выступают компания «Сухой», ОАК, Роснано и другие российские корпорации, которые принимают участие в разработке задач для школьников.

Что есть что
Олимпиада для школьников 7‑11‑х классов наполнена абсолютно взрослым смыслом и содержанием, связанным с развитием «рынков будущего», а именно выявление и развитие талантливых детей, способных решать сложные междисциплинарные задачи. Состязание проходит по 17 образовательным профилям, соответствующим отраслевым приоритетам НТИ.

Статфакт

На участие в Олимпиаде НТИ-2018 претендовали 20 тысяч школьников. В финал вышли 578 участников. 360 из них были приглашены в Сочи на заключительный, очный, этап по первым 9 профилям, который прошел в формате командных инженерных состязаний. Борьба за победу по еще восьми образовательным трекам в марте - апреле пройдет на площадках вузов-организаторов.

Трудности перевода
Среда программирования TRIK-Studio с поддержкой интерпретации JavaScript в эмуляторе; станки протипирования; хакатоны; интеллектуальные робототехнические системы РБК АС; ноутбуки с установленным MUR_IDE; программирование платы Arduino, ведение версионности программного кода; прокачка инженерных навыков - вот лишь небольшой набор терминов и понятий, составляющих лексическую среду обитания участников олимпиады.
…Светские журналисты «не от науки» начинают адекватно воспринимать объяснения кураторов и наставников, переговоры и комментарии участников и вникать в суть происходящего только на вторые сутки…

Битва интеллектов
Многочисленные корреспонденты, вип-гости, телевидение, представители предприятий, вузов и школ, организаторы, методисты… В перемещении по коридорам и павильонам этих потоков заинтересованных лиц не сразу установился рабочий порядок. Несмотря на плотную программу деловых мероприятий, каждый умудрялся иногда в ущерб обеду выкроить время, чтобы еще и еще раз пройти по павильонам, где проходили соревнования, просмотреть последнюю сводку по баллам и нелишний раз улыбкой и словом одобрения поддержать команду, к которой проникся особой симпатией. Все мы люди! Ну а главная интрига, которая держала всех в напряжении все дни состязаний, - попытка до конца понять, КАК ЭТО ВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНИКАМ ЗА 4 ДНЯ:
    На площадке «Автономные транспортные системы» самое большое количество зрителей и болельщиков. Что и говорить, зрелище интригующее. Командам предстоит выполнить задание по доставке груза в труднодоступный район сначала на корабле, затем обеспечить его перегрузку с помощью крана на автомобиль, и в завершение груз должен забрать коптер, который после выполнения работы самостоятельно отправляется на место базовой стоянки. Логистика и навигация должны быть выстроены так, чтобы все транспортные средства перемещались по заданному маршруту, ориентируясь по звездному небу, без участия человека.
    В профиле «Космические системы» школьники поэтапно решали сложносочиненную задачу: собрать микроспутник, который должен во время полета осуществлять непрерывную съемку, обеспечить оперативную передачу получаемого массива информации посредством модуля оптической связи и установить звездный датчик, позволяющий спутнику безошибочно ориентироваться по снимку звездного неба. Для победы в соревновании надо предложить максимально дешевую модель этого датчика. Надо сказать, что эту задачу параллельно решают тысячи умов всех космических, и не только, держав…
    Подводные роботы, умеющие прокладывать путь в глубинах океана, преодолевая подводные течения, поднимать со дна и переносить предметы, осуществлять видеосъемку и транслировать полученную информацию, - еще одна недетская задача со многими неизвестными, которую решают человечество и команды Олимпиады НТИ в профиле «Водные робототехнические системы».
    На площадке «Нанотехнологии» ребята в белоснежных халатах модифицировали бактерии для производства плазмиды с новыми свойствами - кольцевой молекулы ДНК, способной встраиваться в живые клетки и менять их свойства, влияя на качество жизни человека.
    В треке «Нейротехнологии» команды сосредоточенно работали над созданием модели протеза руки, управляемого посредством биосигналов человека. По словам куратора этого направления Тимура Бергалиева, здесь «мало железа, много программирования и много биологии». Это проект МФТИ, который осуществил разработку системы управления и предложил решить эту задачу детям.
    «Большие данные» - профиль, на который всегда обращают особое внимание предприниматели и венчурные фонды. Здесь особенно остро ощущается конкуренция и собраны сильные ребята-программисты со всей страны. В течение 3‑5 лет именно здесь ожидаются стартапы, которые выстрелят на весь мир. Исследование нынешнего года заключалось в анализе обезличенных данных более 900 пациентов онкологического центра «Гамма-нож» при ФГАУ НМИЦ нейрохирургии имени академика Н.Н.Бурденко Минздрава РФ и 5000 снимков с целью прогнозирования продолжительности жизни пациента с учетом проведенного лечения. Сопоставив реальные результаты с исследованиями школьников, ученые, используя новые данные, смогут продолжить важнейшую работу по систематизации факторов, от которых зависит выздоровление пациентов.
    Еще одна актуальная для человечества тема - источники энергии, ее оптимальное перераспределение в периоды пиковых нагрузок. В рамках профиля «Интеллектуальные энергетические системы» ребята создали проект и систему управления умными электросетями небольшого поселка и рассчитали экономическую составляющую, создавая биржу, на которой энергия перераспределяется, продается и покупается.
    Команды профиля «Инженерные биологические системы» работали с автономными комплексами из трех сообщающихся аквариумов с высшими растениями, с рыбами и почвой, оснащенными датчиками для измерения температуры, химических и биологических показателей. Задача - собрать работающую модель биосистемы для выращивания ценных пород рыб. «Сегодня у нас наконец проснулись инженеры! - делится радостью координирующий усилия юных биотехнологов Петр Десятов. - С помощью палок, оргстекла и скотча мы получили совершенно невероятное решение. Кроме того, завели контроль системы в облаках, все датчики системы отчитываются в облачную систему. Гидропоника и аквапоника - науки неновые, но вот коммерческое использование этих знаний - случаи единичные, и мы нацелены на эту работу».

Каким будет завтра
Пожалуй, и у дерзких и талантливых юных героев этого репортажа, и у серьезных взрослых создателей и партнеров этого проекта есть все основания считать себя соавторами ожидаемого к 2035 году амбициозного интеллектуального и научно-технического мирового прорыва России.
Не знаю, как вы относитесь к совпадениям, но 1 марта, когда переполненная впечатлениями команда журналистов, упаковав фотоаппараты и диктофоны, простилась с «Сириусом» и погрузилась в самолет, страна слушала Послание Президента РФ Федеральному Собранию. Среди приоритетов государственного масштаба в этом программном выступлении прозвучало: «Мы продолжим укрепление целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов наших детей. Такая система должна охватить всю территорию страны, интегрировать возможности таких площадок, как «Сириус», кванториумы, центры дополнительного образования и детского творчества во всех регионах России».
Все только начинается! Старт следующего цикла Олимпиады НТИ-2018‑2019 состоится в сентябре 2018 года.

Как стать участником
Сначала захотеть. Нет, ОЧЕНЬ захотеть. Затем выйти на сайт олимпиады - там выложена вся информация о порядке прохождения всех этапов интеллектуального испытания. Кроме того, важно, что база заданий прошлых лет находится в открытом доступе и каждый школьник, который чувствует в себе силы и желание принять участие в этом увлекательном научно-техническом марафоне, имеет возможность прорешать задачи, понять суть заданий, проследить путь выполнения практической части.
Но без вас, дорогие учителя-наставники, им не справиться!
Будущее технически одаренных детей - в ваших руках, в умении создать и поддержать в ребенке веру в себя и его потребность реализовать свои способности на все 100.
Удачи и вдохновения!

О победителях сочинского этапа олимпиады читайте на нашем сайте http://www.ug.ru/news/24406.
Развитие темы на сайте www.ug.ru в эксклюзивных интервью:
Олег Мальсагов, советник ректора по развитию Университета ИТМО, Санкт-Петербург. Тезисы: «Современные дети не читают книг. Это не потерянное поколение. Это поколение Google». «Учитель в его исконном значении начинает уходить из нашей жизни».
Алла Головенькина, заместитель директора Лицея Иннополис, Татарстан. Тезисы: «Именно школьному учителю под силу показать взаимосвязь между биологией, химией, физикой, информатикой и показать, что мир - это целостная природа». «Этих детей, заряженных новой энергетикой, уже не остановить!»