Для начала несколько цифр. В Свердловской области получают общее образование почти полмиллиона человек, в государственных колледжах и техникумах учится почти 80 тысяч студентов. Один школьник обходится областному бюджету (без учета муниципальных расходов) в 43,8 тысячи рублей в год, один детсадовец - в 62,7 тысячи рублей в год (также без учета муниципальных расходов), один студент ссуза - в 75,9 тысячи рублей ежегодно. Так, в 2017 году расходы консолидированного бюджета на образование составили 85,5 миллиарда рублей.
Власти понимают, что экономить на системе образования - дороже обойдется. Речь идет не только о финансовых ресурсах, но и организационных, кадровых, методических.
- Юрий Иванович, хочу понять главное: финансового дефицита, который наблюдался в системе образования еще лет пять-семь назад, сегодня нет?
- Начиная с 2013 года на обеспечение «дорожной карты», которая определяет ключевые направления развития образования, выделяется необходимое и достаточное количество средств на всех уровнях бюджета. Плановые показатели стабильно выполняются.
Но я хотел бы подчеркнуть: за каждым показателем стоит огромная работа. Возьмем для примера дополнительное образование. По «дорожной карте» к 2020 году планируется 75 процентов детей вовлечь в деятельность различных кружков и секций. Сегодня уже имеем цифру 72,5 процента. Чтобы этого достичь, потребовалось подготовить педагогов, рассчитать увеличение их нагрузок, изучить запросы детей и родителей. Неизменно востребованными являются кружки эстетического цикла и спортивные секции. В последние же годы растет число детей, заинтересованных в техническом творчестве: робототехника, ракетостроение, прототипирование. На чемпионате «Молодые профессионалы» из 71 компетенции 11 были новыми.
Работа ведется не ради цифр. Дополнительное образование выполняет несколько функций: служит общему развитию, ранней профессиональной ориентации, формирует систему ценностей, а также расширяет возможности социализации, позитивного общения детей. Подобным образом можно проанализировать любые показатели: с одной стороны, они обеспечены финансово, с другой стороны, в них вложен колоссальный системный, методический труд.
- «Сакральный» вопрос образования - зарплата педагогов. Каковы здесь тенденции?
- Среди задач, поставленных майскими указами Президента Российской Федерации, особое место занимает повышение заработной платы педагогических работников.
В 2017 году учителя в школах Свердловской области получали в среднем 34 тысячи рублей. Знаю, многим хотелось бы зарабатывать не меньше сотрудников экономической сферы, имея 18‑часовую нагрузку. В реальности дело обстоит так: при средней нагрузке 1,5 ставки зарплата педагогов сравнялась со средней зарплатой работников производства. Общий прирост расходов на оплату труда в 2018 году в сравнении с 2013‑м составил 7,8 миллиарда рублей, то есть увеличение произошло более чем наполовину. Лидерами по росту зарплаты стала система среднего специального образования - на 86 процентов и дошкольного образования - почти на 85 процентов.
Педагоги сегодня понимают: то, сколько они получают, напрямую зависит от личного вклада. Здесь огромная ответственность ложится на руководителей педагогических коллективов. В среднем третья часть фонда заработной платы идет на стимулирование: за дополнительные занятия с учениками, анализ диагностических работ, успехи детей. Система распределения стимулирующего фонда должна быть не кулуарной, а открытой и прозрачной.
И опять подчеркну: цифры не должны довлеть над смыслом процесса, а это связь роста заработной платы с повышением качества образования. Как быть с педагогами, ученики которых постоянно показывают низкие результаты? Задача предметных методобъединений - через выявление пробелов в знаниях учащихся определять дефицит знаний и умений учителей. Сегодня на повышение квалификации выделяются финансовые средства, в том числе и самим школам, чтобы руководитель образовательной организации самостоятельно принимал решение, кому и где повышать квалификацию. Выбор не обязательно может пасть на Институт развития регионального образования; это могут быть вузы областного центра, Москвы или Санкт-Петербурга, других городов.
- Насколько я понимаю, один из аспектов роста зарплаты - создание привлекательного имиджа профессии и соответственно приток в школу лучших кадров.
- Конечно. Сегодня мы рекомендуем главам муниципалитетов долгосрочное планирование привлечения кадров в сферу образования. При формировании бюджетов планируем заключение договоров о целевом обучении. Ценный выпускник может согласовывать с главой муниципалитета свои условия по жилью, подъемным, главное - чтобы все было обсчитано и оправданно. Действовать надо в системе, а не от случая к случаю, не так, что в другом регионе нашли хорошего специалиста, а в своем потеряли.
- Каково материально-техническое состояние школ Свердловской области?
- В рамках проекта «Уральская инженерная школа» образовательные организации оснащаются современным оборудованием, особое внимание уделяется кабинетам физики, химии, биологии. Помогают в этом и предприятия. Например, Каменск-Уральское научно-производственное объединение «Октябрь» организовало высокотехнологичную лабораторию в подшефной школе. Надо сказать, что современное оборудование поступает и в детские сады для обучения детей навыкам конструирования.
Ждем, когда заработает в полную силу портал «Российская электронная школа», который позволит детям из любых самых удаленных школ выстроить индивидуальные образовательные траектории через дистанционное обучение, а педагогам - перенять опыт у лучших учителей России.
- Вы говорите о высокотехнологичных лабораториях. А стены у школ крепкие?
- Несколько учреждений области расположены в ветхих зданиях, но аварийных у нас нет. Каждый ответственный директор (я знаю это по себе как директор школы в прошлом) отвечает прежде всего за жизнь и здоровье учеников и за летний период проводит необходимые ремонтные работы. Безопасность в приоритете.
В области действует программа по созданию новых школьных мест. На первом этапе необходимо до 2021 года обеспечить односменный режим для начального и старшего звеньев. Только за последние два года мы ввели порядка 5 тысяч мест в действующих учебных заведениях. Второй этап предполагает до 2025 года перевод и среднего звена на обучение в одну смену за счет нового строительства и реконструкции зданий, имеющих высокий процент износа. С каждым муниципалитетом ситуация выверена, определены сроки.
- Родители сегодня являются полноправными участниками образовательного процесса…
- Данные об участии родителей в финансировании тех или иных услуг в школе мы получаем через их обращения в органы образования, в ходе «горячих линий». Анализ поступивших обращений показал, что наибольшее количество жалоб касается сбора средств на охрану, рабочие тетради, ремонт школы и классов. Образовательные организации имеют право принимать только добровольные пожертвования (статья 26 Федерального закона от 12 января 1996 года №7‑ФЗ «О некоммерческих организациях»). Важно, чтобы документы были оформлены надлежащим образом, создан специальный счет, проводились регулярные отчеты перед родителями о потраченных средствах.
- Какова доля платных образовательных услуг?
- Если говорить о дополнительном образовании, это 6,8 процента. В сельской местности платные услуги мало востребованы, что объясняется прежде всего низкими заработками населения. В крупных городах процент может быть выше, так как много предложений от частных организаций. Право родителей выбирать, потратить деньги на платную секцию какого-нибудь центра или отправить ребенка в бесплатную при школе.
- «Экономическое неравенство» - мне доводилось слышать такой термин от директоров: мол, у нас мало учеников и соответственно меньший бюджет. Должна ли быть «уравниловка»?
- С 2010 года приоритетный проект в образовании положил начало разрушению «уравниловки». С одной стороны, идет стимулирование инновационного развития, лучших педагогов и школ. С другой стороны, поддерживаются учебные заведения, оказавшиеся в неблагоприятных социальных условиях и показывающие стабильно низкие результаты обучения.
У нас такую помощь получают более 30 школ. Они закрепляются за статусными учебными заведениями, их сотрудники - за высококвалифицированными педагогами: осуществляется своеобразное шефство. Это пилотный проект, который в течение года реализуется в Свердловской области. На коллегии министерства предполагаем обсудить первые результаты.
- Есть ли изменения в структуре профессионального образования?
- В экономике нашего региона наиболее развиты промышленные отрасли, высока потребность в специалистах технической направленности. Действительно, замечаем рост интереса к рабочим, инженерным профессиям. Это в том числе результат того, что большое внимание уделяется выстраиванию взаимоотношений образовательных учреждений и предприятий. Последние, по сути, дают «техническое задание», а мы решаем, какие компетенции необходимо культивировать. Предприятия вносят вклад в лицензирование образовательных программ, направляют инженеров для участия в учебном процессе средних специальных учебных заведений. На сегодняшний день в области осуществляется подготовка по программам, относящимся к Топ-50 (перечень наиболее востребованных на рынке труда профессий), в тридцати колледжах и техникумах.
Чемпионат WorldSkills продемонстрировал, что его участники соответствуют не только российским, но международным стандартам. На чемпионате были представлены и компетенции из сферы услуг, которая также активно развивается в Свердловской области.

Свердловская область