В достижении этой цели, несомненно, помогут увлекательные, но довольно сложные упражнения. Во время их выполнения необходимо научиться решать общую задачу, выработать тактику и стратегию, преодолеть страх, а иногда и выйти за свои воображаемые возможности. Проведите несколько игр на сплочение, и вы увидите, что число ссор между ребятами сократится, а улыбки на лицах будут появляться все чаще.
В школе №121 вот уже 18 лет доброй традицией стало проведение общешкольного праздника «Масленица», в котором участвуют все ученики. Наша цель заключается в сплочении детских коллективов и дальнейшем ознакомлении детей с русскими традициями. Праздник позволяет раскрыть не только привлекательность активного и здорового образа жизни, но и творческий потенциал каждого ребенка, обеспечить бодрое настроение, положительные эмоции и поднятие командного духа, а также создать толчок к будущей подготовке различных школьных мероприятий.
Каждый год мы придумываем новые конкурсы, которые решают поставленные задачи и помогают достигать основной цели. И готовим реквизит силами обучающихся и учителей технологии. В этом году ребята изготовили «многоножки», чучела маслениц, рогатки, мишени и многое другое.
Конкурсы, веселье, игры. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, а также группировки, которые есть в коллективе, определить уровень сплоченности, выработать у детей уверенность в себе и внимательное отношение к окружающим, понимание индивидуальности каждого одноклассника. Ребята учатся устанавливать доверительный контакт друг с другом, чувствовать состояние и настроение окружающих, использовать мимику и пантомиму в общении, быть наблюдательными, прислушиваться к мнению партнера и согласовывать с ним свои действия, понимать интонацию других, оказывать взаимопомощь, проявлять эмпатию. Игра развивает память, внимание, фантазию.
Внимательное наблюдение за группой позволяет педагогу узнать, кто «выпадает» из коллектива, выявить явных и теневых лидеров, а также разобраться, кто готов подчиняться и выполнять второстепенные роли, выявить оппозицию.
Следует иметь в виду, что процесс развития детского коллектива динамичен. При определенных обстоятельствах он может остановиться. Методы формирования здорового образа жизни, несмотря на их широкую вариативность, укладываются в определенный порядок, которому должен следовать каждый учитель и классный руководитель. Например, постоянный анализ уровня развития коллектива и его морально-психологического климата, определение перспективного плана развития детского коллектива, мероприятия на формирование здорового образа жизни и сплочения коллектива, такие как командные игры, квест-путешествия, туристические походы. Все это является неотъемлемой частью самореализации и самоориентации каждого ребенка, направленной на его успешное и здоровое будущее.

Наталья ДЕМБОВСКАЯ,
заместитель директора школы №121