Тот интеллектуальный и культурный «конвейер», который представляет собой нынешнее общее образование, загоняет человека в рамки определенных предписаний, требований и норм, неизбежно создает уравнивание, приучение думать одинаково. Происходит глобальное интеллектуальное программирование, и человек превращается в некую «матрицу», вынужденную жить и работать в рамках навсегда заданного алгоритма. Разорвать его можно только в том случае, если начать активно преображать среду и самого себя, творить новое. Как результат, все эталоны и понятия в той или иной мере преломляются в сознании ученика, сравнивающего услышанное с тем, что им пережито и осмыслено в его собственной жизни. Такое эстетическое отношение к действительности само по себе уже есть творческий акт старшеклассника, представляющий отбор впечатлений, которые соответствуют интересам этой личности. Ведь для становления творческой индивидуальности большое значение имеет личностная направленность творца, которая предполагает свое, отличное от других, восприятие мира.
Для развития творческого мышления старшеклассника на уроках ОБЖ необходимы определенные условия, как, например, создание проблемных ситуаций, наличие условий для творчества на уроке, новизна и оригинальность процесса или результата познания.
Уроки ОБЖ, как никакие другие, содержат в себе потенциальные возможности для развития творческих умений учащихся: умение предвидеть проблемные ситуации и находить из них выход, выделять первоочередные задачи и подбирать к ним алгоритм действия, доказывать и защищать свои идеи, проводить опыты, исследования.
Таким образом, необходимо, чтобы процесс обучения на уроках ОБЖ сводился к созданию условий, благоприятствующих творчеству, а учащиеся не только могли узнать что-то новое, но и проявить свое собственное креативное начало, поделиться опытом.
Например, доклады по теме «Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России» в 9-м классе могут быть построены на материалах, опубликованных в СМИ, и сопровождаться презентацией. Такие темы хорошо использовать для организации дискуссии, во время которой учащиеся смогут доказывать свою точку зрения, учиться защищать свою позицию, задавать вопросы и отвечать на них.
В 10-11-х классах в курсе ОБЖ есть много тем, интегрированных с историей и обществознанием. При изучении таких, как, например, «История создания Вооруженных сил России», «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», результативными являются формы защиты докладов, рефератов, мини-проектов.
Для обобщения тем можно использовать круглый стол. Например, для ознакомления десятиклассников с блоком «Военно-патриотическое наследие» такая форма проведения занятия позволит обсудить фактическую стороны вопросов, подкрепляя и иллюстрируя ее литературно-музыкальной композицией, представляемой во внеурочное время. Так, в школе №121, в частности, прошло изучение темы «Дни воинской славы России»: десятиклассники параллельно с занятиями показали выступление «России верные сыны». В этом случае проявить себя могли и те, кто, обладая аналитическим складом ума, может подготовить доклад по той или иной теме, и те, кто, творчески осмысливая тему, хочет выступить на сцене.
Подобная работа возможна и в системе дополнительного образования. В школе №121 уже много лет успешно функционирует объединение «Меткий стрелок», в котором большое значение имеет творческое развитие личности. Обучающиеся в ОДО «Меткий стрелок» учатся не только стрелять. Моя задача как руководителя - развить в ребятах все те составляющие творческого потенциала, которые формируют развитую граждански активную и социально успешную личность.
1. Познавательный потенциал. Ребята ищут материал, знакомясь с историей и культурой своего Отечества, часто выходя за рамки школьной программы. Так, с их помощью были созданы  программы «Боевые знамена» об истории флагов, штандартов, знамен и «Они были первыми» о георгиевских кавалерах. На теоретических занятиях ученики рассказывают об отечественных и западных оружейниках, сопровождая свои доклады презентациями. Периодически мы выезжаем с ребятами на экскурсии, например, в Музей Героев, Музей Вооруженных сил или на Поклонную гору. Таким образом, познавательный потенциал, который развивается у ребят, становится опорой для подлинных исторических знаний, помогает расширить кругозор учащихся.
2. Морально-нравственный потенциал. Работа в парах, в небольших группах и в коллективе в целом способствует социализации личности старшеклассника как творческого и активного человека с высоким уровнем культуры и своими нравственно-эстетическими нормами.
3. Творческий потенциал. Используемые мною в работе методы деловой игры, исследования и коллективных проектов развивают такие качества творческой личности, как умение фантазировать, читать стихи, сочинять тексты для выступления и отзывы об экскурсиях.
4. Коммуникативный потенциал. Работа в коллективе помогает развитию контактов личности старшеклассника, способствует ее социализации, отвлекает ребят от уличной субкультуры, прививает традиционные ценности.
5. Эстетический потенциал. Потребность личности в прекрасном удовлетворяется как на внешнем уровне, когда обучающиеся принимают участие в школьных и районных мероприятиях, так и на внутреннем - внутри самого объединения дополнительного образования.
Таким образом, наблюдая за развитием творческой активности учащихся, можно заметить, как у них растет устойчивый интерес к занятиям, повышается уровень самостоятельности, активности, мастерства. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, создавать новое. А ведь это именно то, без чего личность подростка не может гармонично развиваться.

Валерий ЖАЛИЙ,
преподаватель-организатор ОБЖ школы №121