- Марат, мы встретились после премьерного показа вашего нового шоу. Организаторы сообщают, что были проданы все шесть тысяч билетов. Вы сами, похоже, впервые в своей профессиональной карьере выступаете не только в качестве актера, но и режиссера-постановщика. Что это шоу и новый опыт значат для вас лично?
- Каждая новая работа, что в театре, что в кино, очень дорога мне, потому что это очередной шаг в неизведанное. Мне всегда хочется сказать и продемонстрировать зрителям что-то по-настоящему свежее. В этот раз, как вы верно подметили, я выступаю еще и как режиссер. Для меня это первый подобный опыт в жизни, поэтому он был очень интересным, необычным и отчасти даже неожиданным. Наконец я понял, насколько же это тяжело быть в каком-то проекте одновременно и актером, и режиссером. Увидеть себя со стороны довольно сложно, но в этом спектакле мы постарались поставить перед зрительным залом огромное зеркало. И на репетициях я сам смотрел в это зеркало, наблюдал за происходящим со стороны, с позиции режиссера, и оценивал то, как я играю. Безусловно, это был очень интересный опыт.
- Не так давно средства массовой информации сообщили, что вы побывали в лагере сирийских беженцев в Ливане и даже оформили опекунство над двумя проживавшими там детьми - Ахмадом и Асмой. Что заставило вас отправиться по этому опасному маршруту и как ваша семья отнеслась к такому решению?
- Вы знаете, маршрут не столько опасный, сколько тяжелый морально. Я представлял, что, попав в лагерь беженцев, увижу, как страшно, ужасно и тяжело они живут, но я не ожидал, до какой степени все оказалось хуже, чем было в моих фантазиях. Мне было по-настоящему трудно признаться себе в том, что хоть мы и живем в XXI веке, но на Земле все еще есть места и люди, о которых мы по большому счету даже не задумываемся. По-настоящему страшно то, что человечеству тысячи лет, а люди ведут себя, как неандертальцы. Страшно то, что мы называемся людьми, а порой оказываемся хуже животных. А слетать туда, чтобы помочь детям, женщинам, мужчинам, целым семьям, которые лишились крова, - это совсем не страшно. Что касается реакции моей семьи, то она хотела поехать со мной, но я решил уберечь их от этого тяжелого зрелища. И слава Богу, что я не взял их с собой, потому что ситуация там, как я уже сказал, гораздо сложнее, чем кажется из Москвы.
- Вы пригласили этих детей на свой спектакль, но при этом оговорились, что готовы сыграть для них и в Дамаске. Ситуация там остается нестабильной, неужели вы вправду готовы это сделать?
- Конечно! Я с огромным удовольствием там сыграю и искренне надеюсь, что мы туда приедем. Мы уже общались с представителями российских дипмиссий в Ливане и Сирии, они также заверили, что примут нас с огромной радостью. В общем, после премьеры в Москве хочется показать «Разговор с душой. За гранью» сирийским и ливанским зрителям, да что там, всему Ближнему Востоку, что такое наша российская душа.
- Сейчас много говорят о фильме «Движение вверх», который стал абсолютным рекордсменом по кассовым сборам среди отечественных картин. Вы сыграли в нем роль как минимум неоднозначного партийного работника Терещенко. Почему вы согласились на эту роль и отражается ли успех картины на благосостоянии задействованных актеров?
- Первое, что заставило обратить на себя внимание, - это великая команда коллег. Речь о Володе Машкове, Андрее Смолякове, Сергее Гармаше, Виктории Толстогановой и многих других. Кроме того, режиссером выступил Антон Мегердичев, у которого я давно мечтал сняться. А задумали всю эту историю в студии «ТРИТЭ» Никиты Сергеевича Михалкова. Продюсер картины - Леонид Верещагин, с которым мы работаем уже не в первый раз. В общем, с этой командой я готов играть не только против, как в «Движении вверх», американцев, но и выступать в ролях отвратительных персонажей, партийных работников, с этой командой я готов сыграть даже женщину.
Что касается благосостояния, то кассовые сборы великолепно на нем отражаются. Для нас, актеров, самое приятное, когда люди, которых ты встречаешь, буквально через одного говорят: «Слушай, круто ты сыграл, мы посмотрели картину, классный фильм». Разве не это признание дороже всего? Конечно, отрадно, когда зритель подтверждает твою работу рублем, копеечкой, идет в кинотеатр, это не может не радовать. И втройне приятно, если даже сам президент уже посмотрел наш фильм, как он сказал, на флешечке.
- Возможно, эта фраза вырвана из контекста, но в одном из своих интервью вы заявили, что «Движение вверх» напомнит США, что они не великая держава. А какая тогда?
- Ну а какая тогда, если не великая? Мы уже напомнили им своим фильмом, что был этот баскетбольный матч в 1972‑м, напомнили в хоккее, напомнили, что они не великие на их последних президентских выборах. О чем вообще можно говорить, если они даже президента не могут выбрать без нашей помощи? Что это за держава такая, если без России они не могут справиться даже с этим?
- Вы упомянули о хоккее, которым сами увлечены с детства. Скажите, удается ли находить время, чтобы выйти на лед уже во взрослом возрасте?
- Конечно! Хоккей - важная составляющая моей жизни. Я играю в команде артистов «КомАр», в ней занято большое количество актеров, музыкантов, артистов цирка, других творческих работников. Мы собираемся два раза в неделю на льду Дворца спорта «Янтарь» в Строгине. Будет время, приходите, посмотрите. Кстати, мой номер 11‑й, и я играю на позиции нападающего.
- Мы педагогическое издание. Не могу не спросить, в какой школе вы учились? Помните ли своих учителей?
- Я учился в московской школе. Сначала в школе №311 на Бабушкинской, а затем перешел в №1095 - это специальная школа с изучением французского языка в том же районе. Учителей своих, конечно же, помню и буду помнить всю жизнь. Особенно физруков.
- В 2017‑м вы среди прочего снялись в фильме «Мулла» о пробуждении религии в татарской деревне. Скажите, с чем связан ваш появившийся в последнее время интерес к отображению религиозной тематики в искусстве?
- Я начал задумываться об этом, когда стал слышать отовсюду, что ислам - это плохо. Весь мир буквально кричит, что ислам - это угроза и террор. Это не так. А как еще можно объяснить людям, как не своей работой? Так вот, я хочу театральными и кинематографическими средствами объяснить людям, что эта религия совсем не то, о чем нередко говорят по телевизору, пишут в СМИ и в Интернете. Именно поэтому я снимаюсь в таких фильмах, создаю такие спектакли и езжу на Ближний Восток - помогать своим братьям-мусульманам.
- Совсем скоро Международный женский день. Что бы вы могли пожелать женской части аудитории «Учительской газеты»?
- Я, если не возражаете, обращусь к ним напрямую. Дорогие мои! Я очень рад возможности поздравить вас с этим замечательным праздником. Искренне желаю вам быть любимыми и счастливыми, радоваться каждому прожитому дню! Пусть рядом с вами будет надежное мужское плечо, на которое вы сможете опереться. До встречи в театре и в кино!

Досье «УГ»

Марат Башаров - российский актер театра и кино, телеведущий. Лауреат Государственной премии РФ, заслуженный артист Республики Татарстан.
Родился 22 августа 1974 года в Москве. Его семья не имела отношения к актерскому искусству. Мама была поваром, а отец - сантехником. По национальности татарин. Пытаясь найти правильное применение неуемной энергии мальчика, родители отдали его в хоккей, который до сих пор играет значимую роль в жизни актера. Испытав ни с чем не сравнимый интерес к театральному ремеслу, Башаров поступил в Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина, где сразу зарекомендовал себя как талантливый и способный молодой человек. После выпуска Марата Башарова в 1998 году режиссер Никита Михалков предложил молодому актеру роль юнкера Полиевского в «Сибирском цирюльнике», что стало отправной точкой в его выдающейся актерской карьере. Через год на экраны вышла картина режиссера Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок». Настоящая слава пришла к актеру после фильма «Свадьба» и телесериала «Граница. Таежный роман». Кинокритики заговорили о Башарове как о новой звезде российского кинематографа. Также он сыграл в таких фильмах, как «Движение вверх», «Служебный роман. Наше время», «Герой», «День выборов» и др. С 2009 года Марат ведет одну из самых рейтинговых программ отечественного телевидения «Битва экстрасенсов», вел программы Первого канала «Ледниковый период», «Лед и пламя» и др.