​Учиться без нагрузки?

- Разделом IV приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее - Порядок) утверждены правила определения учебной нагрузки преподавателей, в том числе техникумов, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, а также основания ее изменения.
Согласно пункту 4.4 Порядка в случае, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с нахождением в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, на учебных сборах, в командировке, в связи с временной нетрудоспособностью, определенный ему объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц.
В своем письме от 10.10.2016 г. №06-1188 Минобрнауки России дополнительно разъяснило, что Порядком не предусмотрено уменьшение педагогическому работнику определенного ему объема годовой учебной нагрузки на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц, в случае направления работодателем педагогического работника для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность.
Вместе с тем при наличии пробелов в правовом регулировании правоотношений российское законодательство предусматривает возможность применения аналогии закона или аналогии права, т. е. применение норм, регулирующих сходные отношения, а также общие начала и смысл трудового законодательства и принципы разумности и справедливости.
Минобрнауки России считает целесообразным и обоснованным применять положения пункта 4.4 Порядка к педагогическим работникам, направляемым работодателем для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, как это установлено при направлении в командировку, поскольку трудовое законодательство предусматривает и в одном и в другом случае равные гарантии и компенсации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Работа на ЕГЭ

- Могут ли учителя обязать участвовать в ЕГЭ без дополнительной оплаты?

- Организация ЕГЭ не входит в должностные обязанности учителя, поэтому согласно ст. 60 Трудового кодекса РФ работодатель не может требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Поэтому выполнение этой работы должно дополнительно оплачиваться.
Вы имеете право отказаться от участия в ЕГЭ, так как такая дополнительная работа может быть поручена работнику только на основании ст. 60.2 и 151 ТК РФ. А именно: лишь с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Размер доплаты согласно ст. 151 ТК РФ устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
В Письме Рособрнадзора от 25.03.2005 г. №01-119/08-01 «Об оплате труда лиц, привлекаемых к работам по проведению единого государственного экзамена в субъектах Российской Федерации» указано, что оплата труда лиц, привлекаемых к организации и проведению ЕГЭ в субъекте РФ, может осуществляться и за счет средств регионального и муниципального бюджетов, выделяемых на проведение ЕГЭ, при этом виды и объемы работ и нормативы оплаты труда устанавливаются субъектами РФ самостоятельно.
Однако частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) прямо определено, что гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются только в отношении педагогических работников образовательных организаций, участвующих по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в рабочее время и освобожденных от основной работы на период проведения ЕГЭ.
К «правительственному часу» на заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ Минобрнауки России подготовило ответы на вопросы парламентариев (письмо от 26.09.2017 г. №МОН-П-4472).
В частности, на вопрос о том, поддерживает ли Минобрнауки России предложение о внесении изменений в действующее законодательство об образовании, предусматривающих применение гарантий и оплаты не только в отношении педагогических работников, участвующих по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ЕГЭ, а в целом в проведении ГИА‑9 и ГИА‑11 во всех формах, установленных действующим законодательством об образовании, подготовлен следующий ответ.
«В связи с тем, что частью 1 статьи 47 Закона субъекты РФ наделены правом устанавливать гарантии и компенсации педагогическим работникам и действующее законодательство не содержит ограничений для установления субъектами РФ гарантий и компенсаций для педагогических работников, привлекаемых к проведению ОГЭ, оснований для внесения изменений в действующее законодательство не усматривается.
При этом не все регионы издали свои нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и размер выплаты компенсаций при проведении ЕГЭ. Принятие таких региональных актов, по информации регионов, потребует выделения дополнительных бюджетных средств субъектов РФ - от 3 до 50 млн руб. в различных регионах (в среднем около 30 млн руб. на регион).
В случае наложения на субъекты РФ дополнительной законодательно закрепленной обязанности выплачивать компенсации при проведении ОГЭ также возникнет необходимость выделения дополнительных финансовых средств из бюджетов субъектов РФ в еще большем объеме в связи с тем, что 9‑классников традиционно больше, чем 11‑классников.
Вместе с тем в настоящее время используются различные способы выполнения обязательств перед лицами, привлекаемыми к проведению ЕГЭ и ОГЭ: стимулирование в образовательных организациях, выплаты муниципалитетами или субъектами РФ».
К сведению, 21 февраля 2018 г. в первом чтении Государственной Думой принят законопроект, который предусматривает обязательную оплату работы педагогов на ОГЭ и ЕГЭ.
Выступая в поддержку законопроекта, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин заметил, что ключевая проблема в том, кто будет платить деньги за эту работу. Он настаивал на том, что если нельзя прямо написать, что это будет обязательной частью расходов Российской Федерации, или то, что правительство предусмотрит порядок и условия предоставления выплат, то необходимо требовать, чтобы была сформирована единая методика выплат. Законопроект был принят единогласно.

Добро пожаловать, доченька!

- Я работала в сельской школе-интернате педагогом 4 года, после этого директор повысил меня до завуча начальной школы на полставки. Директором была моя мама. Нарушила ли она закон?

- Действовавший ранее Кодекс законов о труде Российской Федерации в статье 20 устанавливал ограничения на совместную работу родственников (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Ныне действующий Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) не только не содержит ограничений на совместную работу служащих (руководителей, специалистов, технических исполнителей), но, можно сказать, рассматривает установление таких условий приема на работу как нарушение трудовых прав работников. Согласно ст. 3 ТК РФ какие-либо ограничения в трудовых правах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, квалифицируются как дискриминация, за исключением случаев, когда ограничение прав работников определяется свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.
Для определенных случаев законодательством установлены ограничения на совместную работу лиц, состоящих в родстве или свойстве.
Совместная работа близких родственников ограничена:
- государственным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
- муниципальным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273‑ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 349.2 Трудового кодекса РФ ограничивают совместную работу близких родственников в следующих учреждениях:
- в государственных корпорациях;
- в Пенсионном фонде Российской Федерации;
- в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
- в публично-правовых компаниях;
- в Фонде социального страхования РФ;
- в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов;
- в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Правительством РФ было принято постановление от 05.07.2013 г. №568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее - постановление №568). Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 г. №594 постановление №568 дополнено пунктом 3, согласно которому работники, указанные выше, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Минобрнауки России утвержден приказ от 28.10.2015 г. №1227 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей». Перечень должностей работников утвержден приказом ведомства от 13.09.2013 г. №1070. И под действия ограничений и запретов попадают, например, в общеобразовательных организациях директор (заведующий, начальник) и главный бухгалтер.
Согласно уставам сельских школ обычно их учредителями являются администрации соответствующих муниципальных районов, полномочия учредителя чаще всего осуществляют соответствующие отделы образования.
Учитывая это обстоятельство, мы считаем, что ваше учреждение не относится к организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед Минобрнауки России. Соответственно ограничения на совместную работу лиц, состоящих в родстве или свойстве, установленные п. 3 постановления №568, на указанных в вопросе работников не распространяются.
Еще в январе 2015 года в Государственную Думу был внесен проект федерального закона, предполагающий внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции». Закон предлагалось дополнить статьей о запрете совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении. Изменения предполагали запретить работу физических лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Данный законопроект второй год находится на рассмотрении. Но даже в случае его принятия будут действовать исключения из правил. Так, например, совместная работа близких родственников будет возможна в учреждениях социальной направленности (образование, медицина, культура), расположенных в сельской местности, как в вашем случае.