Для кинематографистов, критиков и зрителей, кто бы что ни говорил, «Оскар» является самой престижной кинопремией мира, синонимом абсолютного успеха. Одновременно это и индикатор самых актуальных проблем, волнующих человечество, и повестка дня. Благодаря телевидению церемонию могут увидеть люди в десятках стран мира. Благодаря порталу «Кинопоиск» жители России могли посмотреть трансляцию в прямом эфире. Сокращенную версию планирует к показу и Первый канал.
Давайте немного углубимся в историю. Привычное нам имя награда обрела только на шестой церемонии. До этого ее называли и «золотой статуей», и «статуэткой академии», и «трофеем». Еженедельное издание Variety пыталось продвигать в массы название «Железный человек». Крестным отцом «Оскара» считается писатель и голливудский колумнист Сидни Скольски, вынесший в заголовок своей статьи, посвященной первой победе Кэтрин Хэпберн, это имя. Кстати, у премии есть официальное название - «Награда академии за заслуги» (Асаdemy Award of Merit), но оно, как мы видим, не пользуется популярностью.
С 1929 года, когда награда была учреждена Л.Б.Майером, «Оскар» значительно эволюционировал. На это влияли и технические революции в кино, и смена общественных настроений и политического климата. Критериев стало больше, отбор - кропотливее. Меняются принципы голосования, члены Американской академии кинематографических наук не раз обвинялись в необъективности и коррупции, но градус внимания мировой общественности к этому событию не снижается.
Если раньше труд по отбору лучших фильмов лежал на плечах 267 кинематографистов, сейчас их число выросло до нескольких тысяч. Сегодня «Оскары» разыгрываются по 24 номинациям. На этапе отбора число фильмов может достигать двухсот. До номинирования добирается порядка двадцати.
В этом году за свои награды боролись 22 фильма, среди которых была представлена и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Церемонию, как и в прошлом году, вел популярный комик Джимми Киммел.
Начавшаяся в полпятого церемония поначалу походила на «Камеди клаб» из-за шуток ведущего, которые он отпускал в адрес присутствовавших звезд. По ходу вечера тональность менялась - от задорного начала через грустную часть вечера Memoriam, в которой почтили память ушедших в прошлом году кинематографистов, среди которых культовый режиссер Джордж Ромеро, комик Джерри Льюис, герой бондианы Роджер Мур и другие.
Можно сказать, что это был самый мирный «Оскар» за долгое время. Если «Золотой глобус» этого года превратился в откровенный флешмоб, призывающий бороться с мужским насилием и доминированием в кинематографической среде, то на данной церемонии если и были тонкие намеки, они прошли незамеченными. Однако назвать мероприятие абсолютно аполитичным и неангажированным тоже нельзя. Обескураживающий факт: в номинации «Лучший документальный фильм» был представлен «Икар» Брайана Фогеля, посвященный допинг-скандалу, развернувшемуся вокруг России. И это несмотря на то что в этой категории был представлен «Лица деревни» Аньес Варды и актуальный «Последние люди Алеппо» про спасателей в разрушенном городе Сирии.
Закономерна дань политкорректности в виде награждения гей-лав-стори «Зови меня своим именем» Лука Гуаданьино в номинации «Лучшая адаптация сценария». Это дежурный акт вежливости, хотя фильм определенно не лишен художественного смысла. В прошлом году эту сторону жизни представлял «Лунный свет» Барри Дженкинса.
«Леди Берд» Греты Гервиг, фильм о становлении девушки-подростка из провинции, не представленный ни к одной награде, тем не менее заявил о себе и об определенных проблемах, актуальных не только для западного, но и для нашего общества.
Теперь поподробнее рассмотрим основных победителей.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», режиссер Мартин МакДонах
Получил две номинации из семи. В данном случае комиссией всецело оценен актерский талант. Фрэнсис Макдорманд получила приз за лучшую женскую роль. Когда актриса вышла к микрофону, было видно, как сильно она волнуется. Милдред Хейс - это квинтэссенция ролей Фрэнсис, проще всего ее амплуа назвать «сильная женщина в трудной ситуации». Потеряв дочь, погибшую от рук пьяного ублюдка, она пытается восстановить справедливость, сталкиваясь по ходу действия с тем, что принцип «око за око» порождает новый виток насилия и несправедливости. Сэм Рокуэлл получил приз за лучшую мужскую роль второго плана, и поверьте, она стоит многих главных ролей вместе взятых. Маменькин сынок, облеченный властью, трусливый и озлобленный, трансформируется в человека, способного на подвиг. Есть полное ощущение, что Рокуэлл, всю жизнь играя роли второго плана, шел к этому. Судя по всему, многие ждали, что картина МакДонаха возьмет приз в номинации «Лучший фильм», но не случилось.

«Дюнкерк», режиссер Кристофер Нолан
Взял приз за лучший монтаж (Ли Смит), лучший звук (Марк Вайнгартен, Грегг Ландакер и Гэри А.Риццо) и лучший монтаж звука (Ричард Кинг и Алекс Гибсон). То есть все эти награды за технические достоинства фильма. И действительно, в данном случае это реконструкция исторического события в кинематографическом масштабе. И одновременно это деконструкция жанра военной драмы: здесь нет ни героизма, ни героя, но есть история о людях, находящихся на грани жизни и смерти. Важнее всего здесь было показать ощущение коллективной паники и эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных немецкими войсками после битвы при Дюнкерке в 1940 году.

«Прочь», режиссер Джордан Пил
Получил приз за лучший сценарий. Дебют молодого режиссера, вышедшего из скетч-шоу Comedy central, - прорыв юбилейного «Оскара». Той чести, которой удостоился 39‑летний Джордан Пил, многие ждут десятилетиями и не удостаиваются. Во-вторых, это реальный жанровый коктейль, заигрывающий с проблемой расизма, но в преломленной форме, за счет чего это все смотрится свежо и непредсказуемо. Очень смелый эксперимент, признание которого - доказательство того, что «Оскар» не закоснел. Фильм не оставит равнодушным ни интеллектуала, ни любителя просто пощекотать себе нервы, в какой бы стране он ни жил.

«Темные времена», режиссер Джо Райт
Приз за лучшую мужскую роль получил Гэри Олдмен, сыгравший Уинстона Черчилля. Это его первый «Оскар». Вообще наметилась такая традиция: каждый год давать золотую статуэтку тому, кто ее заслужил, но никогда не получал. В 2016 году этим счастливчиком стал Леонардо Ди Каприо, сыгравший в фильме «Выживший». В 2017‑м - Кейси Аффлек, сыгравший главную мужскую роль в фильме «Манчестер у моря». «Темные времена» - это реальный пример актерского перевоплощения: из поджарого Гэри Олдмена в грузного Черчилля. И тут повод сказать о втором призе - за лучший грим и прически (Кадзухиро Цудзи, Дэвид Малиновски и Люси Сиббик). Актерский талант само собой, но без грима никуда. Это посильнее Безрукова в роли Высоцкого будет.

«Форма воды», режиссер Гильермо дель Торо
Однозначный фильм-триумфатор. Приз в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа», а также за лучший саундтрек (Александр Деспла). Это фильм не только о тех временах, когда рухнула американская мечта и замаячил Вьетнам, обнажились нерешенные проблемы. Он отсылает и к нашему времени, когда мир на новом витке агрессии. Когда образ врага застит глаза, когда так легко навешивать ярлыки, особенно на представителей других стран, культур и политических течений. Болельщики «Оскара» изначально делали ставки на «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Форму воды». Это два взгляда на человечество: реализм, с одной стороны, и эскапизм - с другой, утрата всяческих надежд, расчет только на свои силы и вера в чудо, наконец, месть как движущий мотив, с одной стороны, и любовь - с другой. Победила сказка, и это правильно. Давно замечено: история развития кинематографа проходит волнообразно - грубый реализм сменяется «фабрикой грез», и наоборот. Если времена тяжелые, людям нужна сказка. Исторический пример: в 1941 году, когда Вторая мировая война была в разгаре, вышла музыкальная комедия «Серенада солнечной долины» Брюса Хамберстоуна. Судя по всему, в 2018 году человечество переживает не лучшие времена. Гильермо дель Торо на церемонии дал напутствие молодым режиссерам снимать жанровое кино.
Любопытно, что награду вручали самые лучшие Бонни и Клайд в истории - Фэй Данауэй и Уоррен Битти.

«Бегущий по лезвию 2049», режиссер Дени Вильнев
Сиквел картины Ридли Скотта, сделанный Вильневым, взял два «Оскара»: лучшая операторская работа (Роджер Дикинс), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Герд Нефцер, Пол Ламберт и Ричард Р. Гувер). На церемонии Роджер Дикинс грустно пошутил: «Как вы могли заметить, я уже давно работаю оператором и работу свою люблю». Это к разговору о том, как долго награда может искать своего героя, особенно если это касается такой непростой премии, как «Оскар». Фильм может вызвать недовольство как у требовательных интеллектуалов из-за эклектичности и концептуальной аморфности, так и у массового зрителя, ищущего развлечения. Но это эстетическое удовольствие, возведенное в абсолют. Новый «Бегущий…» еще медленнее, чем оригинал, и в нем еще больше обращений к мировой культуре (в частности, русской). Чего в нем нет, так это концептуальной цельности, в которой не откажешь оригиналу. Но в каком-то смысле это пример того, каким должен быть сиквел к культовому фильму.

«Тайна Коко», Ли Анкрич, Эдриан Молина
Награда за лучший анимационный фильм и за лучшую песню к фильму - Remember me. Компьютерная анимационная полнометражка от Pixar Animation Studios.
Одна из главных интриг для части российских зрителей завершилась ничем: Звягинцев в очередной раз уехал без заветной награды. Приз за лучший фильм на иностранном языке взяла «Фантастическая женщина» - чилийская драма Себастьяна Лелио, тоже своего рода «Нелюбовь», но с темой транссексуалов.
Но, возвращаясь к главному фильму года «Форма воды», хочется сказать, что, похоже, человечеству надоели страшилки и даже неприглядная правда о себе. Сказка со счастливым концом победила реальность. Хорошо это или плохо, не важно, главное - зафиксировать тенденцию. Юбилейный «Оскар» сделал именно это.