Итальянская писательница Элена Ферранте считается самой влиятельной не только в Италии, но и в Европе. Она написала шесть романов, самым известным из которых стала серия из четырех книг под общим названием «Неаполитанский квартет». Важно, что Ферранте поистине массовая писательница. Ее произведения продаются не только в книжных магазинах, но и в киосках аэропортов, в супермаркетах, их выкладывают там, где люди привыкли покупать что угодно, только не книги. При этом романы Ферранте не какая-нибудь «розовая» романтическая чушь для домохозяек. Может быть, это тот редкий случай, когда объектом массового читательского поклонения становится по-настоящему профессиональная, качественно написанная проза.
Скорее всего, дело еще и в тайне, окружающей имя Ферранте (вернее, того или той, кто пишет под этим псевдонимом). Сама Ферранте скрывает от публики все подробности своей жизни, в том числе и настоящее имя. Она принципиально не дает интервью, с журналистами общается через агентов, и о ее жизни практически ничего не известно. Ферранте объясняет это нежеланием вести светскую жизнь известной писательницы, предлагая читателям сосредоточиться собственно на чтении книг. По ее словам, авторское инкогнито позволяет ей больше внимания уделять написанию книг, а все, что читатели хотели бы знать о ее жизни, именно в них, в книгах, и сказано.
Это удивительная стратегия, когда популярный автор всеми способами старается спрятать свою личную жизнь от публики и журналистов. Поэтому попытки разгадать секрет «кто же скрывается под именем Элены Ферранте» не прекращаются с того самого момента, как первые книги Ферранте стали бестселлерами в Италии (а после появления англоязычных изданий - и в остальной Европе).
«Неаполитанский квартет» - роман-сериал. Семейная сага, повествующая о жизни двух девочек из бедных кварталов Неаполя. Одну, от имени которой и идет повествование, зовут Лена, Элена, как и саму Ферранте (это позволило многим предположить, что Ферранте описывает события собственной жизни - тем более что Лена родилась, как и писательница, в 1944 году). Вторая, Лила, лучшая подруга Лены, представляется так: «Я Лила Черулло, и я не обязана с вами здороваться. Я тоже чертовски умна, но что толку, когда у моей семьи нет денег на образование. Я, конечно, училась сама, вы даже не представляете, на что я способна, но мне не перестать ненавидеть свою лучшую подругу Ленуччу за то, что она сможет стать кем-то в этой жизни, а я нет. Правда, я придумала отличный ход. Я сделала вид, что мне все равно».
«Гениальная подруга», первая книга тетралогии, начинается с того, что главной героине в Неаполь звонит сын ее подруги, встревоженный тем, что его мать пропала. И отсюда, с этой точки (обеим героиням, судя по всему, сильно за 50), начинается рассказ о жизни двух девочек из бедных районов Неаполя, Лилы и Лены. Они очень разные, классический дуэт: одна - хулиганка и красавица, другая - умница и тихоня. Но они не могут жить друг без друга. Хотя постоянно ссорятся, расходятся, находят поводы покритиковать друг друга, не прощают детских обид - впрочем, вполне себе прощают, поскольку эта удивительная история дружбы-вражды продолжается на протяжении четырех немаленьких романов!
Понятно, почему женщины во всем мире рвут романы Ферранте из рук. Она пишет об очень понятных, постижимых, повседневных вещах, о таких событиях жизни девочек, которые случались у каждой. Куклу любимую отобрали, с родителями поругались, слухи о других обсудили, влюбились утром, к вечеру разлюбили - все как у всех. Вот в этом «все как у всех» и заключается секрет мощнейшего обаяния прозы Элены Ферранте. Это повествование в меру сентиментально, в меру комедийно, там есть и интересные персонажи, и необычные истории (в начале каждого романа, как в титрах фильма, перечисляются все действующие герои и кратко рассказывается об их отношениях друг с другом).
«Гениальная подруга» заканчивается тем, что Лила собирается выйти замуж за Стефано Карраччи, сына богатого владельца колбасной лавки. Но если в первой книге Лена была гадким утенком, на которую никто не обращал внимания, и в любой компании ее затмевала своей красотой, умом и талантами Лила, во второй книге - «История нового имени» - расклад меняется. Красавица Лила выходит замуж за богатого наследника крупного бизнеса, рассчитывая, что этот брак позволит ей вырваться из нищеты и убожества жизни на неаполитанской окраине. Но брак обернется кошмаром и рухнет, оставив ее матерью-одиночкой с ребенком на руках. Простушка Лена оказывается не такой простой - она идет учиться, чтобы доказать всем (и себе в первую очередь), что она чего-то стоит и без гениальной подруги рядом. Она окончит университет, сдаст в издательство свою первую книгу, приедет в Неаполь и разыщет свою подругу. Лила работает на колбасной фабрике, она мать-одиночка, у нее нет подруг, и даже на фабрике ей поручают самые тяжелые работы, потому что «с этой стервой никто не хочет работать». Лена пре­ус­пе­ваю­щая девушка, помолвленная с отпрыском знаменитой профессорской семьи, подающая надежды писательница. Впереди ее ждут блестящие перспективы.
Но в том-то и очарование романов Элены Ферранте, что концовка романа словно подсказывает заранее: все еще может измениться, не так все однозначно. Концовки в романах Ферранте - это как клиффхэнгеры в сериалах, когда нам кажется, что главный герой уже погиб, а в следующей серии он выкарабкается и всех победит. Вот в этом и заключается секрет всемирной популярности «Неаполитанского квартета» Ферранте - это одновременно и мелодраматический сериал с незаконнорожденными детьми, брошенными возлюбленными, подлыми изменщиками, и вместе с тем добротная психологическая проза.
В последнем романе («История о пропавшем ребенке») Элена стала известной писательницей, вышла замуж за профессора, родила двух замечательных дочек, вообще жизнь удалась. У Лилы все не так замечательно, скорее, все плохо. Наконец подводится черта под соперничеством двух подруг, растянувшимся на всю жизнь. Каждый роман описывает их жизнь в каком-то возрасте: детство, юность, зрелость, в «Истории пропавшего ребенка» обе героини уже леди за пятьдесят, хотя, как выясняется, самое интересное именно в этом возрасте и начинается. Это, конечно, такой сериал-сериал, мыльная опера, семейная сага, можно обозвать эпопею Ферранте как угодно, и будешь прав. Эти тексты настолько замечательны - душевно, страстно, эмоционально, - что, как и с хорошим сериалом, если уж начнешь вникать, то уже не сможешь остановиться.

Элена Ферранте «Гениальная подруга. Детство. Отрочество». Изд-во «Синдбад», 2016.
Элена Ферранте «Рождение нового имени». Изд-во «Синдбад», 2017.
Элена Ферранте «Те, кто уходит, и те, кто остается». Изд-во «Синдбад», 2017.
Элена Ферранте «История о пропавшем ребенке». Изд-во «Синдбад», 2017.

Тексты книг предоставлены Litres.ru