Одной из тем, озвученных на форуме, стала тема меняющейся роли психолога в процессе сопровождения… учителя. Как пояснил кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Роман Демьянчук, больший акцент в современной системе образования делается на результативность, которая измеряется в баллах, отметках, оценках, в количестве хорошо сдавших ЕГЭ, подготовленных к олимпиаде и т. д. Там измеряется эффективность работы учителя. В то же время с экономической точки зрения эффективность - это достижение результата при определенном оптимуме затрат. В данном случае затратами можно считать ресурсы - ресурс учителя, ресурс ребенка. Если учитель действительно вкладывает в один из ресурсов, то, естественно, другой что-то недополучает. Применительно к педагогической практике получается, что оптимальная эффективная работа с классом подразумевает не только выращивание «звезд», но и работу со средними и слабыми учениками, с трудными детьми, с детьми с ОВЗ, наконец, с самим собой, с педагогическим коллективом.
Учитывая все это, говорить о том, что педагог сейчас эффективен, рано. Поэтому встает вопрос о том, чтобы понять роль психолога, самого педагога, руководителя, общественных педагогических объединений в решении задач сопровождения педагогов, то есть сопровождения сопровождающих.
Почему тема требует обсуждения? Дело в том, что психолог в школе больше ориентирован на работу с детьми, а это всегда индивидуальная работа. Однако сейчас психологов в школах недостаточно, и часто один психолог работает в школе с численностью 700‑1000 детей или в целом «кусте» школ. Поэтому сегодня психолог выступает скорее в роли организатора факторов образовательной среды, то есть управляет смыслами, ценностями, развитием, отношениями. Эту изменившуюся роль тоже нельзя упускать из виду. Сопровождение педагога - сфера для психолога, с одной стороны, вроде бы очевидная, а с другой - технологически новая, потому что технологического навыка постоянной работы с этим нет, ведь он все время смотрел в сторону детей. Чтобы помочь педагогу быть эффективным, по сути, необходимы три составляющие: обучение педагога в психологическом ключе, то есть обучение пониманию ребенка, принятию ребенка, психологическим аспектам работы с ним, наставничество и эмоциональная поддержка.
Однако главный вопрос, который при этом станет актуальным: как найти время и для собственного функционального развития, и для работы с педагогами?
Впрочем, психологи понимают, что работа в данном направлении будет непростой. И не только из-за нехватки времени и кадров. Общий уровень психологической компетентности в обществе по-прежнему низок. Люди боятся вести ребенка или идти сами к психологу, поскольку уверены, что окружающие сразу воспримут это как наличие у них или ребенка проблем, связанных с психикой. К сожалению, как считает Роман Демьянчук, общество пока не понимает, что психолог в принципе работает со здоровыми людьми, раскрывая возможности личности, показывая пути и направления. Правда, это не только российская беда. По всему миру процент обращаемости к психологам оценивается как невысокий. Факт, но по результатам многих исследований люди в вопросе врачевания души больше доверяют священникам или… телевизору и Интернету.
В то же время есть большое количество образовательных организаций, где психологи работают продуктивно и эффективно. Это зависит от нескольких факторов, и прежде всего от позиции руководителя, кем он видит психолога. Одно дело, когда психолога считают просто диагностом, и другое - когда его видят полноценной единицей педагогического коллектива, интегрирующего большое количество функций. Также многое зависит от позиционирования самого психолога: что он сумел показать, что он сумел сделать, куда он включился, понимает ли он педагогов, детей, может ли работать оптимально. Ведь для того чтобы к психологу пошли, нужно реально кому-то помочь, а не ждать, когда на голову свалится какая-либо конфликтная ситуация.

Санкт-Петербург