Любовь к биологии пришла не сразу. Девятиклассник Данила Корякин - круглый отличник. Долго не выделял какой-то предмет, участвовал в школьной, районной и областной олимпиадах по разным предметам, но победителем такого уровня стал впервые.
- Увлекся я биологией только в восьмом классе, когда по школьной программе мы стали изучать анатомическое строение человека, - признался Данила.
После одного из уроков пришел домой, нашел в Интернете лекцию по данной теме, законспектировал ее. А потом начал конспектировать и другие лекции. Стал делать на уроках доклады.
- Затем интерес распространился и на другие разделы биологии - зоологию, ботанику, - говорит школьник.
Полгода он конспектировал лекции, после чего решал тесты и задания. В семье все удивлялись: никто с биологией не связан, откуда же появилось такое увлечение?
- Это исключительно мой собственный интерес, - сказал Данила. - Сейчас, я считаю, у любого школьника есть возможность самостоятельно освоить любой предмет, поскольку в этом поможет интернет-ресурс, если его правильно использовать. Но и только на это ставку делать нельзя. Обязательно нужна профильная, научная литература, - дает совет сверстникам юноша из Острогожска.
Спустя полгода школьник стал заказывать специальную литературу, поставил для начала цель - поучаствовать и победить в районной олимпиаде.
- Чтобы успешно проявить себя на олимпиадах, обязательно нужна специализированная литература. Но сразу оговорюсь: для меня это не было самоцелью, просто я для себя должен был понять, что двигаюсь в правильном направлении, вот для этого мне и необходимо было участие в олимпиадах, - говорит он.
Так Данила постепенно углубился в материал, стал изучать латинские названия растений. Теперь он штудирует второй том специализированной литературы западного образца для университетов «Координация, регуляция у растений. Фитогормоны».
- Книгу Интернет никогда не заменит, - считает юный ученый. - Освоить труд в полторы тысячи страниц гораздо удобнее на бумажном носителе, чем в электронном виде.
За год старшеклассник изучил всю школьную программу и выбрал для себя любимое направление - микробиологию. Его увлекают молекулярные каскады и иммунные процессы. Возникают иногда сложности с практическим освоением материала, поскольку в школе нет необходимого оборудования, но и это Данила научился преодолевать также с помощью Интернета, где есть возможность посмотреть видеоматериалы по строению микроорганизмов и тканей.
- Также мне повезло, что я уже несколько раз был в пансионате «Репное», который создан в Воронежской области для одаренных детей. Туда приглашают победителей олимпиад, увлеченных ребят, которые делают успехи в той или иной сфере, - рассказал Данила. Именно в «Репном» он получил возможность закрепить теорию на практике: препарировал насекомых, научился пользоваться специальным оборудованием. А главное - нашел друзей-единомышленников.
- Сейчас мы часто общаемся. Все мои друзья живут в соседних селах и городах, поэтому мы ездим друг к другу в гости, обмениваемся литературой, опытом, что-то друг другу подсказываем. Так что у нас такое небольшое научное сообщество образовалось, - говорит Данила.
Как итог победа на областной олимпиаде. Задания, по его мнению, были не очень сложными. Нужно было выполнить 67 заданий в теоретическом туре, на которые давалось три часа, и ряд практических заданий.
- Практический тур включал морфологию растений, зоологию беспозвоночных, анатомию человека. Все эти задания были ориентированы на реальную жизнь. Например, нужно было определить таксономические особенности рака и кузнечика, исследовать ткань на гистологию, определить кость, представленную на фотографии в необычном ракурсе, - сказал школьник.
В итоге он набрал 118,9 балла. Для сравнения: в прошлом году проходной балл на всероссийский тур составлял 108 баллов.
Теперь Данила все свободное время посвящает подготовке к заключительному туру олимпиады, который пройдет в апреле в Ставрополе. Родители, бабушки и дедушки, конечно, гордятся им, но просят лишь об одном - почаще гулять.
- Спортом я занимаюсь, но теперь уже самостоятельно. Раньше ходил на секцию, занимался легкой атлетикой, а теперь сам бегаю или тренируюсь на стадионе или в парке, а то и просто около дома на свежем воздухе, чтобы лучше работала голова, - говорит Данила.
Что касается более далеких планов, то юный биолог видит себя будущим ученым. Сначала он хотел стать врачом, но теперь понял, что его больше привлекает научная сфера деятельности.
- Микробиология - это перспективное направление. Существуют опасные заболевания, вызванные вирусами и бактериями, против которых еще нет вакцин, нет профилактики, нет способов лечения. Здесь есть куда расти, есть что открыть, чтобы сделать шаг в науке по спасению здоровья человека. Даже та же вакцина против гриппа сейчас несовершенна и не всегда действенна. Интересует меня и генная инженерия - наука будущего, - рассказал юный ученый.
Если он победит во всероссийском туре, то получит возможность без экзаменов поступить в вуз.
- Но для меня победы - это не главное. Мне просто очень нравится предмет «Биология», - подытожил школьник.

Воронежская область