Линейный курс подразумевает плавное изучение темы за темой согласно принятым программам обучения начиная со 2‑5‑го класса по 11‑й. Долгие десятилетия именно по линейному пути и была построена концепция обучения ребят информатике: на каждую возрастную группу слушателей была рассчитана определенная тематическая нагрузка, которая в остальных возрастных группах не рассматривалась. Основным минусом такого подхода было усложнение тем с целью успеть разобрать те или иные вопросы именно в заданный промежуток учебного времени. Как следствие худшее усвоение и успеваемость.
В последнее время авторы учебных пособий уже стали отклоняться от линейного пути, дабы на основе синтеза содержания нагрузки разбить каждую из предлагаемых тем на отдельные блоки, ориентируясь на параметр сложности материала. Соответственно каждая из проходимых тем в классах общего образования изучается не на одной конкретной ступени обучения, а на разных, давая тем самым возможность ребенку лучше понять базисную структуру того или иного материала на более ранних стадиях обучения, а в дальнейшем в более старших классах, опираясь на полученные ранее знания, дополнить и расширить свои умения, знания и навыки по данному тематическому направлению. Такой подход принято называть спиральным.
Влияние единой государственной аттестации на систему усвоения знаний, введенной в девятых и одиннадцатых классах, огромно. К сожалению, минусов для системы образования в целом и системы усвоения базовых знаний неизмеримо больше, нежели плюсов. На мой взгляд, очень глупо полагать, что за последние пятнадцать лет человек физически безвозвратно «мутировал» в возрастающем море информации и ему для усвоения знаний срочно необходимы новая технология для обучения и система новых ценностей в плане получения знаний. Знания остались теми же. Нам никто не давал права считать, что для получения тех же знаний, изучения того же материала (допускаю, немного модифицированного, но только с содержательной точки зрения) человек должен именно в течение последних десяти лет кардинально менять систему усвоения знаний. Это абсурд.
Я считаю, что, естественно, чтобы идти в ногу с техническим прогрессом, необходимо и крайне важно вносить разумные и постепенные изменения в процесс усвоения знаний в области информационных технологий, но только в правильном направлении, чтобы сохранить саму концепцию ценностей образования, ценность базовых знаний. Приведу простой пример: человек приходит в казино. Первоначально он хочет получить результат. Издавна ему все говорили, что, чтобы получить результат, надо усваивать знания, развивать умения и приобретать навыки. Но сейчас, стоя перед игровым автоматом, где достаточно дернуть за рычаг, чтобы из четырех ответов был выбран один, человеку вовсе нет необходимости что-то изучать, усваивать. Большинство ориентируется на случай, так как сама новая система подталкивает человека к этому. Я считаю, что это не является правильным решением.
К сожалению, невозможно говорить о взаимодействии знаний, получаемых одновременно старым и новым путем, так как изначально система образования в России была рассчитана на усвоение материала на каждой ступени обучения, это было необходимо человеку на протяжении всей жизни, имело универсальный характер. Современная же система направляет человека на получение знаний, служащих для конкретной задачи - хорошо пройти единую государственную аттестацию. Если бы можно было немного изменить новый курс содержания обучения и направления изучаемого для аттестации материала в универсальное русло, то многие согласились бы, что это правильное направление, но современная стратегия направлена на разделение знаний на универсальные - для жизни и на необходимые для отличной аттестации. Поэтому перед современным и грамотным учителем в средней школе стоит одна из двух задач: либо научить ребенка, либо подготовить его к государственной итоговой аттестации. Если учитель будет пытаться выполнить одновременно эти две задачи, то коэффициент полезного действия не превысит сорока процентов. В современном мире каждый учитель сам строит концепцию обучения, опираясь на разработанные программы обучения, но в согласовании со своей совестью. Это грустно.
Я много лет работаю с детьми в средней школе и в своей педагогической работе в последние годы начал придерживаться золотой середины по нескольким причинам. Во-первых, даже министрам образования уже невозможно изменить направление системы ценностей в усвоении знаний, так как это сложившаяся новая система принципов современного усвоения знаний. Во-вторых, сами дети уже начали привыкать и втягиваться в новые стандарты усвоения и получения знаний, поэтому мне одному пытаться что-то изменить или что-то вернуть - это то же самое, что пытаться вернуть царя: со всеми минусами и плюсами это уже невозможно и никому не надо. В своей педагогической работе я ориентируюсь на учебники таких авторов, как Босова (5‑6‑е классы), Семакин (7‑9‑е классы, 10‑11‑е классы) и Угринович (10‑11‑е классы). Стараюсь модифицировать и совмещать информационный материал, предлагаемый в учебниках, с другим материалом и программными компонентами, относящимися к данной тематике, для более широкого и познавательного процесса обучения.

​Максим ЗОЙКИН, учитель