Одной из таких технологий является веб-квест. Чем же веб-квесты заслужили столь широкую популярность и почему учителя стали активно использовать новый инструмент в обучении? Ответ кроется в следующих особенностях веб-квеста:
1. Основу веб-квеста составляет невыдуманное конкретное задание, основанное на проблемах и явлениях, которые существуют в реальном мире.
2. Обучающиеся получают реальные ресурсы для выполнения задания. В дополнение к учебникам, энциклопедиям, журналам использование ресурсов Сети позволяет ученикам напрямую обращаться к мнению экспертов, использовать поисковые базы данных, научные отчеты и актуальные статистические данные.
3. Часто в основу сценария (задания) веб-квеста бывает заложена ролевая игра, дающая участникам многовариантный выбор функций, определяющая индивидуальный вклад каждого в совместно разработанный продукт. Ответственность перед товарищами по команде за общий результат является вдохновляющим и мотивирующим фактором.
4. В классификации компьютерных игр слово «квест» означает еще и загадку, тайну, расследование. И если учителю удается построить сюжет своего задания в такой форме, то это, безусловно, повышает мотивацию обучающихся.
5. Результат работы над веб-квестом в индивидуальном или групповом исполнении может быть размещен в сети Интернет. Это дает возможность получить оценку и обратную связь от читателей. Публичная оценка мотивирует учеников сделать все возможное, чтобы добиться качественного результата, а не просто выполнить задание.
6. Одной из основных особенностей любого веб-квеста является то, что выполнение задания требует от учеников более высокого уровня мышления. Конечно, Интернет может быть использован в качестве источника для простого поиска информации, но это занятие не способствует развитию мыслительных процессов, так как сводится, как правило, к простым механическим действиям. Задания веб-квестов должны содержать сложные темы, для понимания которых школьникам придется изучить большое количество информации и, преобразовав ее, создать нечто другое: разработать гипотезу, представить сравнение, решение и т. д. Обучающиеся должны научиться анализировать и отсеивать информацию в процессе создания новых схем на основе собственных разрозненных знаний. В доинтернетную эпоху, не обладавшую такой широтой информационных ресурсов, реализовать подобное задание, как для учителя, так и для учеников, было почти невозможно.
Как уже упоминалось, совместная работа над заданием веб-квеста, когда каждый обучающийся берет на себя роль в небольшой группе, является хорошим мотиватором обучения. Целью веб-квеста является изучение больших, сложных или спорных вопросов, и, скорее всего, нереально ожидать от каждого ученика овладения всеми теми навыками, которых требует данная работа.
Таким образом, чтобы работа была выполнена, школьников лучше разделить на группы. Это не означает, что члены группы работают разрозненно и лишь на более поздней стадии процесса приходит понимание, что все делают общее дело. Это лишь подтверждает реальную ситуацию, что отдельный ученик не может знать все. Совместная работа над веб-квестом предоставляет возможность каждому участнику команды развивать знания и быть оцененным в кругу его сверстников. В заключительной стадии работы над веб-квестом обучающиеся все более осознают, что их индивидуальная работа имеет прямое воздействие на качество конечного продукта.

Методическая разработка веб-квеста «О Русь, малиновое поле…»
Сайт, на котором представлена работа: https://s-esenin.nethouse.ru.
Цель веб-квеста: формирование у обучающихся интереса к творчеству С.А.Есенина через творческую и познавательную деятельность.
Задачи:
1) создать условия для творческой самореализации учащихся;
2) развивать навыки проектно-исследовательской деятельности;
3) формировать коммуникативную компетентность через организацию форм совместной деятельности;
4) формировать умения получать, отбирать нужную информацию, использовать ее для достижения поставленной цели;
5) развивать ИКТ-компетентность обучающихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение делать выводы;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие ИКТ-компетентности.
Предметные результаты (литература):
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение как в устной, так и в письменной форме, участвовать в обсуждении прочитанного;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.
Задачи веб-квеста: ознакомиться с жизнью и творчеством С.А.Есенина, осуществить сбор, анализ и синтез информации из разных источников (в соответствии с выбранной ролью), творчески оформить результаты исследования с помощью интернет-сервисов.
Для выполнения задач обучающиеся выбирают одну из ролей.
Роли участников:
Библиограф - лицо, организующее работу справочно-библиографических и научно-информационных служб.
Библиотекарь - профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация.
Журналист - человек, чьи произведения публикуют в СМИ.
Издатель - лицо, осуществляющее подготовку, производство и выпуск произведений печати.
Искусствовед - специалист, сферой деятельности которого является художественная критика: анализ и оценка явлений художественной жизни в целом или отдельных направлений, видов, жанров, отдельных художественных произведений, просветительская и издательская деятельность.
Культуролог - изучает историю развития, формирования и особенности различных видов искусства, архитектуры, быта и этнических основ народностей.
Лексикограф - человек, занимающийся составлением словарей.
Литературовед - специалист, занимающийся изучением теории литературы и исследованием содержания литературных произведений.
Роли участников прописаны на странице «Порядок работы». Выбрав определенную роль, ученик переходит по ссылке и попадает на страницу с заданием. На этой же странице представлены ссылки на информационные ресурсы, изучение которых способствует нахождению ответов на поставленные вопросы.
С критериями оценивания школьники знакомятся в разделе «Оценка».
Итогом веб-квеста являются творческие отчеты обучающихся в виде:
    интеллект-карты «Знакомый ваш Сергей Есенин»;
    аннотируемого списка электронных изданий «Ой ты, Русь моя, милая Родина…»;
    интервью с С.А.Есениным «А душу можно ль рассказать?»;
    литературного фотоальманаха «Мой край, задумчивый и нежный»;
    презентации «Под сенью дружных муз...»;
    видеоролика «И тебе я в песне отзовусь…»;
    словаря неологизмов «Всю душу выплесну в слова»;
    инфографики «Несказанное, синее, нежное…».
В разделе «Заключение» суммируется опыт, который был получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Таким образом, в процессе работы над веб-квестом центром достижения знаний является ученик. Педагог перестает быть основным источником знаний для обучающихся. Он формулирует задания, подыскивает информационные ресурсы в Интернете, выполняет консультативную роль, создает учебную обстановку, при которой учение происходит в рамках творческой учебной мастерской. Применение этой технологии в работе со школьниками способствует созданию у них устойчивого интереса к изучению учебного материала и совершенствованию речевых умений и навыков, приобщению к чтению художественной литературы, совершенствованию интеллектуальных способностей личности, получению эстетического и познавательного интереса, реализации креативного потенциала.

​Елена ГВОЗДИКОВА, учитель русского языка и литературы школы «Гармония», Ижевск