Где родился, там и пригодился
Андрей Николаевич кода-то сам окончил супоневскую школу. В роду Цыганковых никогда не было педагогов. Мечта стать учителем пришла к нему еще лет в семь-восемь. Что станет преподавать в начальных классах, он не знал, но в том, что будет непременно учителем, был однозначно уверен…
Будучи еще ребенком, Андрей помог двоюродному брату освоить букварь и уже тогда осознал, что вполне способен научить грамоте другого человека. К будущей профессии готовился со школьной скамьи, в классе его не раз назначали старостой. В выборе жизненного пути поддержали сына и родители. После окончания восьмилетки Андрей поступил в Трубчевское педагогическое училище. Неизгладимое впечатление оставили о себе умные и опытные преподаватели, которые учили своих студентов не только наукам, но еще доброте к людям. Четыре года пролетели незаметно. Андрей учился хорошо, так как знал, что работа с детьми - дело ответственное, которому он должен соответствовать на все сто.
В школе №1 села Супонево прошла его непрерывная практика, сюда он пришел после службы. Армия, как считает Андрей Цыганков, - это тоже определенная школа, которую каждому нужно пройти. По возвращении в родное учебное заведение он окончил естественно-географический университет Брянского пед­института. Сейчас Андрей Николаевич работает в 4‑м классе. Его педагогический стаж - 23 года, он учитель высшей категории. В его личном архиве есть почетные грамоты Брянской областной Думы, Министерства образования и науки РФ и другие награды. Сколько начальных классов выпустил, ответить затрудняется, так как были времена, когда ему отдавали детей и со второго, и с третьего классов. Но если посчитать, около 10 выпусков все же наберется. Некоторые ученики пошли по стопам любимого педагога, избрали профессию учителя начальных классов и сегодня продолжают обучаться по ней.
- Школа - это моя семья, здесь хочется работать, - говорит Андрей Николаевич. - Когда я только в нее пришел, здесь трудились четыре заслуженных учителя, мне было у кого поучиться. До сих пор, если нужно, я советуюсь с коллегами из начальных классов, у которых проходил практику. В другом коллективе я бы не смог расти и развиваться. Администрация во главе с директором Леонидом Савкиным поддерживает нас. У него замечательные заместители: Светлана Ковалева, Олеся Сурина. В работе бывает всякое, но я ни дня не пожалел, что выбрал профессию учителя начального звена и попал в свою школу…

Строгий, но справедливый
Ученикам Андрея Цыганкова нравится, что учитель у них необычный. Одна из родительниц рассказала, что слышала, как дети делились впечатлениями. Мальчики говорили, что им повезло с учителем, ведь с ним можно сыграть в футбол. Нередко родители учеников общаются с другими родителями, которые спрашивают: «Ну как тебе ваша учительница?» и слышат в ответ: «А у моего ребенка не учительница, а учитель!» И все сразу удивляются. Нынешние четвероклассники отзываются об Андрее Цыганкове с большим уважением. Так, Ульяна Егорова говорит, что Андрей Николаевич добрый, хорошо объясняет и подтягивает в четверти. Андрей Ковалев называет учителя справедливым, а Сергей Безменов - замечательным:
- Он всегда готов поддержать и помочь, а если и бывает строгим, то за дело.
Андрей Цыганков - постоянный участник районных семинаров, на которых делится опытом с коллегами. Проблемой в работе у всех учителей считает излишнюю бумажную «бухгалтерию», которая забирает много драгоценного времени.
На вопрос, нужно ли ежедневно готовиться к уроку опытному педагогу, Андрей Николаевич ответил, что у него каждое новое занятие не похоже на предыдущее, но конспекты уроков он не сохраняет. Педагог также не пользуется наработками из Интернета, так как считает, что из чужих уроков можно взять лишь какой-либо отдельный фрагмент, но никогда не стоит строить собственное занятие целиком на чужих материалах. Поэтому свои уроки он всегда планирует сам.
А еще Андрей Цыганков умеет видеть способности и стремления детей. Подвижным предлагает записаться в спортивный кружок. Тем, кто хорошо рисует, советует идти в кружок по изо. С его легкой руки дети выступают на классных часах с проектами по профессиям. Во время тех выступлений становится ясно, что одни хотят стать врачами, другие - полицейскими, а третьи - строителями и водителями…
Если другие учителя жалуются, что ученики не любят читать, то у Андрея Цыганкова все обстоит иначе. Вместе со школьным библиотекарем они проводят совместные конкурсы и читательские конференции. Дети с удовольствием делятся впечатлениями о прочитанных книгах.
Андрей Николаевич убежден: чем старше становятся его ученики, тем с ними интереснее. C годами они начинают понимать юмор и иронию, с ними уже можно пошутить, кроме того, они начинают чувствовать границы дозволенного, осознают, что такое хорошо и что такое плохо. А будучи совсем маленькими, эти же дети делились с учителем всеми секретами. Запомнился случай: у мальчика из предыдущего выпуска рано умер отец, он тихонько подошел к учителю и обнял его. Так ему отца не хватало…
Андрей Цыганков точно попал в профессию и состоялся в ней. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Ковалева называет педагога творческим, инициативным человеком, который всегда идет в ногу со временем, активно внедряет ФГОС, прекрасно находит общий язык с учениками и родителями. По словам Светланы Сергеевны, учитель делится своими находками, новыми идеями, а уроки у него всегда насыщены различными формами работы, методами и технологиями. Также они плодотворны, эффективны и эффектны.
Как рассказала главный консультант отдела кадровой, правовой и организационной работы Департамента образования и науки Брянской области Оксана Щербакова, на территории региона трудятся 58 мужчин - учителей начальных классов, трое из них - в Брянске, а еще 55 работают в районах.

Брянская область