Другая важная составляющая готовности к школе - это произвольность, способность действовать по образцу в соответствии с правилами. Это качество формируется преимущественно в процессе ролевых игр со сверстниками. Примета сегодняшнего дня - ситуация, когда ребенок «не наигрался» (было не с кем играть, а родители не придавали этому значения). Произвольность у такого ребенка будет страдать.

Обе эти составляющие сегодняшней успешности (или неуспешности) первоклассника можно назвать социальными - они сложились под воздействием среды, окружавшей ребенка до школы. Но существуют и внутренние причины, мешающие человеку учиться, - они связаны с тем, как на протяжении внутриутробной, младенческой и детской жизни формировался его мозг. Об этом мы сегодня и поговорим.

Ученым-нейропсихологам удалось охарактеризовать общие тенденции незрелости мозговых структур детей. На первый план выступает недостаточная сформированность энергетического (первого) блока. Ребенок с подобным дефектом не способен долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости, что часто расценивается учителями как интеллектуальная несостоятельность и ведет к снижению самооценки у ребенка. При этом он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Такой ребенок, буквально «выкладываясь» в школе, может беспричинно плакать дома после уроков, часто болеть, становиться раздражительным, очень ранимым эмоционально. Из-за этого могут не складываться и отношения с одноклассниками.

Дети, у которых страдает третий блок - блок программирования и контроля, это те ученики, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правил. Они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу, заниматься на уроке собственной игрой и мешать соседу, забывают, что нужно поднять руку перед тем, как что-то сказать на уроке... Словом, они не учитывают правил поведения. На уроке такие дети могут внимательно работать лишь непродолжительный отрезок времени. А потом начинают зевать, перестают воспринимать информацию, начинают скучать и вертеться. Приспособиться к требованиям и нормам школьной жизни им еще труднее.

Следующей в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность второго блока, из-за которой у школьников страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а это неточное изображение букв и цифр и неправильное расположение их в тетради). Конечно же, это отражается на учебных успехах. Но эти недостатки не так влияют на адаптацию к школе, как вышеперечисленные два.

Признаки, по которым можно определить плохую адаптированность ребенка к школе:

у ребенка сменился эмоциональный фон: появилась излишняя агрессивность или пассивность;

часто болеет;

появилась неуверенность в себе;

быстрая утомляемость проявляется либо в слезливости, либо в болезненной неусидчивости;

несобранность, не может сесть за уроки;

зная правила, не может их применять;

присутствует явное нежелание идти в школу;

избегает дружить со сверстниками.

Если вы хотите определить причину, из-за которой ваш ребенок плохо адаптируется к школе, стоит обратиться к детскому нейропсихологу. Этот специалист в процессе диагностического обследования точно определит, какой участок головного мозга у вашего ребенка недостаточно сформирован.

Нейропсихолог подберет индивидуальную программу нейрогимнастики а также подскажет, за счет каких сильных звеньев головного мозга можно скомпенсировать недостаточность других.

Анна ПОТАНИНА, генеральный директор Научно-исследовательского центра психологической защиты семьи и детства

Москва