Контрольные работы - обязательная и систематическая форма проверки знаний обучающихся. С их помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учет знаний школьников помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и учителя. Поэтому необходимо ответственно подходить к вопросу выбора проверочных работ, учитывая специфику предмета, требования стандарта, уровень подготовленности класса. Проверка обученности - важный и сложный этап процесса обучения, сложный и для учителя, и для учеников. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для школьников - в психологическом плане.
Неоценимую помощь в работе учителю, родителям и ученикам окажет пособие О.Н.Крыловой «Контрольные работы по русскому языку: 2 класс. В 2 ч.», выпущенное издательством «Экзамен» в 2018 году. Данное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС и ориентировано на работу с учебником В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Материал подобран в полном соответствии с разделами и темами программы по русскому языку и расположен в той же последовательности, что и материал учебника. То есть в пособии представлены контрольные работы по темам: «Виды речи», «Диалог и монолог», «Предложение», «Члены предложения», «Слово и его значение», «Синонимы, антонимы», «Однокоренные слова», «Слог. Ударение. Перенос слова», «Звуки и буквы», «Русский алфавит, или Азбука», «Гласные звуки», «Согласные звуки», «Мягкий знак», «Правописание буквосочетаний с буквами шипящих звуков», «Звонкие и глухие согласные звуки», «Части речи». Отличительной особенностью этого пособия является то, что данный материал может быть использован учителями, работающими и по другим учебно-методическим комплексам, так как основные темы курсов совпадают. К тому же задания, сформулированные несколько иначе, чем в учебниках других авторов, позволяют избежать шаблонности и вызывают необходимость вдуматься в суть задания, а значит, более осознанно выполнить его.
Для проверки знаний по каждой теме автор разработала три контрольные работы.
Работа 1 представляет собой несколько заданий, направленных на проверку теоретических знаний о русском языке. Это и задания открытого типа, когда обучающиеся сами вписывают ответ, и задание с выбором одного или нескольких вариантов ответа. Например:
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются _______________________________________________________
Сколько букв в русском языке? _____________________________________________
Укажи только те высказывания, которые относятся к гласному ­звуку:
    звук состоит из голоса и шума или только из шума;
    при произнесении звука струя воздуха во рту встречает преграду;
    звук образует слог;
    при произнесении звука воздух проходит через рот свободно, без преград.
Есть задания, в которых необходимо установить соответствие:
Расставь в схеме стрелки
Схемы способствуют более осмысленному и более прочному усвоению знаний, поскольку при такой постановке вопроса прослеживается уровень усвоения логических связей между явлениями языка.
Особо отмечу вопросы, где ответ надо записать в клетки кроссворда. Это, конечно же, привлекает внимание детей, снимает эмоциональное напряжение и делает процесс проверки более увлекательным.
Из приведенных примеров видно, что варианты заданий разнообразны, это исключает механическое их выполнение, а также позволяет успешно организовать дифференцированную проверку знаний.
Работа 2 представлена двумя вариантами.
Первое задание в обоих вариантах - текст для списывания. Это одно из самых важных умений, которым ученик овладевает в начальной школе. Оно способствует формированию орфографической зоркости учащихся, развивает умения видеть и запоминать слова, части предложений или все предложение. Данное пособие станет хорошим подспорьем в этой работе.
Все представленные тексты прекрасно адаптированы к возрасту детей и не только доступны для понимания младшему школьнику, но и описывают жизненные ситуации, содержат в себе воспитательный потенциал. Пример такого текста: «Яша и Юля вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно они работали. Весь день трудились. Скоро у стены сарая выросла горка. Дети полили ее водой». Также при отработке навыка списывания у детей есть возможность получить новую информацию об окружающем мире: «Зима. Легкий мороз. На реке гладкий лед. Во льду широкая прорубь. Глупый медведь залез в прорубь. Он шумит и стучит по воде лапами. Это он так рыбу ловит. Зацепит - и в рот. Поел медведь и вылез. Почему этот медведь не спит зимой? Бывает и так».
Не могу не отметить, что для списывания представлены интересные сюжетные отрывки из художественных произведений замечательных детских отечественных и зарубежных писателей, таких как Э.Успенский, М.Пришвин, К.Чуковский, Д.Мамин-Сибиряк, Е.Пермяк, Ф.Зальтен. После выполнения такой обязательной работы по русскому многие дети захотят прочесть эти произведения в полном объеме.
Далее в предложенной работе присутствует еще 2‑3 задания, направленных не только на проверку знаний по теме, но и на формирование умений работать с текстом, таких как поиск информации, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, что полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Так, после списывания текста: «Корова Мурка родила теленка. Друзья задумались, как можно назвать бычка. Шарик хотел назвать Бобиком. Кот Матроскин захохотал. Быку не собачья кличка нужна, а серьезное имя. Дядя Федор придумал имя Гаврюша. Шарику и Матроскину понравилось. Хорошее имя. Родное. Так теленок стал Гаврюшей (по Э.Успенскому)» - во втором задании обучающимся предлагается выписать из текста клички животных в алфавитном порядке, а в третьем - поставить ударение в словах шестого предложения и подчеркнуть в каждом слове ударный слог.
Аналогичная работа ведется и с другими текстами: «Подчеркни зеленым цветом имена, желтым - фамилии», «Подчеркни зеленым цветом трехсложные слова, а синим - слова, которые нельзя переносить», «Обведи четыре слова, в которых все согласные звуки твердые», «С кем сравнивает автор дуб? Подчеркни ответ в тексте» и т. п.
В каждую работу включены не только задания, проверяющие случаи правописания, которые изучались на недавно проведенных уроках по теме, но и ранее изученные, например:
Прочитай. Определи часть речи каждого слова. Озаглавь столбцы и запиши слова в таблицу.
Запиши в первый столбик слова, в которых букв меньше, чем звуков, а во второй - слова, в которых букв больше.
Все это позволяет шире оценить уровень сформированности навыка работы с текстом.
Работа 3 - тоже с текстом, но уже на более высоком уровне сложности. Это восстановление деформированного текста, его редактирование, определение главной мысли; творческая работа, где дети, используя опорные слова, самостоятельно продолжают уже имеющийся текст или составляют свои небольшие рассказы. Оцените некоторые формулировки таких заданий: «Определи начало и конец каждого предложения, придумай заголовок», «Спиши текст, раскрывая скобки, подбирая проверочные слова» или «Выпиши нераспространенные предложения».
Эта работа открывает возможности для формирования навыка коммуникативно-логических действий, установления грамматических связей между словами в предложении, позволяет обучать правильно оформлять предложения на письме и интонационно в устной речи, предупредить речевые ошибки, развивает орфографическую зоркость, творческую активность, мыслительную деятельность младших школьников.
Автор тщательно подобрал форму и содержание каждого задания с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Дети 7‑8‑летнего возраста пока еще мыслят конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений. Иными словами, в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление, поэтому в пособии присутствуют иллюстративный материал и задания, связанные с ним, например, такое:
Придумай несколько кличек котенку. Запиши их в алфавитном порядке
Не забыл автор и про развитие логического мышления, включив такие задания, как: «Образуй название деревень от имен Денис, Сергей, Петр», «Измени каждое слово так, чтобы оно обозначало один предмет», «Определи слово по его лексическому значению», или:
Расшифруй и запиши пословицу
Или такое:
Отгадай загадки. Запиши слова-отгадки. Подчеркни буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков, которые требуют проверки:
На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой.
Отгадывание загадок - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, оно активизирует словарь детей и интерес к родному языку.
Автор, технический и художественный редакторы тщательно продумали дизайн, размер шрифта, формат самой тетради. Обращу ваше внимание на то, что пособие состоит из двух частей, что облегчает детские портфели. Это важно, так как с ростом «багажа знаний» в виде учебников, которые ученики носят в школу и обратно, за годы обучения существенно возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Издатели подумали и об этом, разделив весь материал на две части, тем самым по мере своих возможностей сберегая здоровье детей.
По мнению автора, пособие может быть использовано для текущего и итогового контроля по изучаемым темам курса русского языка во 2‑м классе, для дополнительной работы на уроках, в группе продленного дня, а также для домашних работ. Таким образом, пособие рассчитано на работу в течение всего учебного года. Представленные в нем задания помогут ученикам закрепить знания, полученные на уроках русского языка, а учителю - проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по заполнению пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры. Система заданий направлена на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения анализировать лингвистические явления и работать с разными видами информации. Без сомнения, использование этого пособия способствует более успешному достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения во 2‑м классе. Я соглашусь с авторской концепцией и с удовольствием буду использовать эти контрольные работы на своих уроках.

​Наталия ФЕДОРОВА, учитель начальных классов МБОУ «Цнинская СОШ №1» Тамбовского района, руководитель районного методического объединения учителей начальных классов, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016