​Продолжение. Начало в №5 за 2018 год

Говорят, что самое трудное -
Одолеть притяженье Земли.
Недостаточно, чтобы у нас были крылья,
Важно, чтобы они нас несли!
Зоя Ященко и группа «Белая Гвардия»


29.01.2018
Люблю, когда день начинается с совещаний. Это придает особый заряд бодрости на весь день. Я человек довольно-таки педантичный и порядок, особенно в голове, предпочитаю творческому беспорядку. Определились цели на неделю, выстроился порядок, и мне спокойно.
Недавно читал статью, в которой обратил внимание на слова: «Либо вы управляете вашим днем, либо ваш день будет управлять вами» (Джим Рон). И это так! Нужно четко выстраивать план своего дня, и тогда не будет ни одной зря потраченной минуты.
Меня сильно тревожит, если что-то идет не по плану. Мне важно понимать, что будет происходить через час или два. Думаю, что умение правильно планировать время и свою деятельность - главное умение управленца!

30.01.2018
Эффективность совещания обратно пропорциональна числу участников и затраченному времени.
Почему нужно тратить кучу времени, которое очень дорого, на разговор, который можно провести дистанционно, в виде вебинара? У нас столько возможностей в этом плане.
Я никогда прежде не думал, что буду заместителем директора. Слишком быстро все произошло... Но, возможно, так оно и должно быть. Сколько и кого ждать, чтобы одобрил мое решение? Оно ведь мое и только мое, и я за него в ответе.
Осуждение, взгляды, усмешки… «Не жалейте своей доброты и участья. Если даже за все вам - усмешка в ответ», - писал Андрей Дементьев. Главное - не стать черствым. Хорошо, что в тяжелые минуты всегда есть люди, которые поддержат.
Моя «педагогическая сходка» - люди с открытой душой. Встретиться с ними после рабочего дня и попить кофейку? Да проще простого! Кирилл Арефьев, Софья Захарова - невероятные учителя. А Кирилл не только мой коллега, но по совместительству и мой лучший друг. Животрепещущий вопрос, который был у нас «на повестке», - разница между школами Москвы и Подмосковья, дисциплина в школе и... Instagram.
Мы сошлись на мнении, что школы действительно отличаются. Каждый из нас, перебивая друг друга, пытался доказать, что его школа круче. С таким азартом… «А у нас!..» - кричали мы на всю кафешку. Для Кирилла самое главное - это душевная, почти домашняя обстановка, дружный и чуткий коллектив, отзывчивые и преданные родители. Для Софьи самое важное - дисциплина и безопасность детей.
Вообще у каждого из них свои история и педагогический путь. И мне как будущему руководителю очень важно видеть и понимать, какая школа будет комфортна учителям моей школы. Вдруг когда-нибудь они придут ко мне на собеседование? Или мы станем инициативной группой по созданию модели идеальной современной школы? И все же самое главное - критически посмотреть на себя со стороны, увидеть промахи и попадания.
В пылу нашего спора мы перешли на разговор об Instagram. Очень много педагогов сейчас активно ведут свои профили, у многих они весьма интересные. И мы задались вопросом: почему у одного педагога 10 тысяч подписчиков, а у кого-то - всего лишь 500? Чем привлечь коллег?
На самом деле я никогда не ставил целью привлечь внимание к себе как к педагогу. Но со временем, выкладывая посты о своей работе, стал замечать, что людям интересно. Интересно находить новые идеи и вдохновляться идеями других, делиться своими лайфхаками, оказывать помощь друг другу. И все это не в тесном кругу, а вообще со всеми педагогами мира! Я сейчас в Instagram общаюсь с опытными педагогами Москвы и Подмосковья, Красноярска и Краснодара, Англии и Америки. Необычно! Круто! Невероятно!
И на позитивной ноте: ставишь очередную «галочку» в правильности выбора профессии и готовишься к следующему рабочему дню.

31.01.2018
Еще немного об Instagram. Это соцсеть, где не только можно посмотреть на других, но еще и себя показать. С этой целью я и переквалифицировал свой профиль и стал рассказывать всем о своей педагогической жизни, делиться своими находками. И это вызвало интерес. Да, я, конечно, не пользователь, у которого 33 тысячи подписчиков, пока скромно, но это же только начало.
Соцсети соцсетями, но работу не стоит забывать. Мои третьеклашки очень добрые и эмоциональные. Однажды у моей подруги заболела собака, и мы всем классом провели акцию «Ева, выздоравливай!». Нарисовали рисунки, написали пожелания, смонтировали видео. Вы бы видели, какой искренностью, нежностью, добротой были наполнены все пожелания и подарки. И это же помогло! Уже через два дня лабрадор Ева бегала и весело лаяла.
Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, как было все душевно, по-домашнему, какие мы были дружные и делились друг с другом плохим и хорошим… Но подумаю об этом немного позже.
Наша Маша на одном из соревнований на батуте повредила ногу, и теперь она месяц будет находиться на домашнем обучении. Недолго думая, мы собрали ей целый букет пожеланий здоровья, рисунков и подарков. «Передавайте всем ребятам огромное спасибо за рисунки и пожелания выздоровления, Маше было очень приятно их получить. Отдельное спасибо Максу за инструкцию по выращиванию инфузорий, будем разводить», - сообщение от мамы в групповом чате. Разве не для того мы работаем? Чтобы приносить детям радость, чтобы они не стали черствыми и холодными?
Это тебе не то что средняя школа, где ты теперь работаешь, и не надо забывать, что ты еще и заместитель директора. Итак, что тут у нас? Ага… Предварительные итоги второго триместра, два надомника, перевод из одной группы класса в другую, конфликт в седьмом классе, ГИА… И как все успеть? Моментально вся душевность уходит в никуда, и на ее место приходит зыбкая паника. Отключить эмоции и работать. Но я так не могу. Не могу жить с внутренним диссонансом. Либо смириться, либо что-то менять в себе и в окружающей обстановке. С тяжелой головой и мрачным настроением плетусь домой.

1.02.2018‑4.02.2018
Бывают медленные дни, когда время тянется, как резина. Тягомотина. Никаких эмоций и впечатлений. Задача одна - сделать презентацию предварительных итогов второго триместра. Проверить и скачать несколько десятков отчетов и привести их в одну систему. Но как хорошо, что конец недели и можно не думать о нерешенном! Есть возможность вырваться на каток и забыть о том, что ты учитель, замдиректора. Гулять с лучшими друзьями в заснеженном парке и чувствовать себя счастливым и беззаботным.
…Как сейчас помню, как упрашивал маму купить мне настоящий классный журнал. И каким был мой восторг, когда она его мне принесла. Я с таким старанием сидел и заполнял его. Придумывал фамилии и имена детей, темы уроков и домашние задания. Проводил контрольные работы и устные опросы.
…Где же радость тех моментов?
В такие белые и снежные выходные задумался о друзьях. Не помню, где натолкнулся на фразу: «Однажды меня спросили: «Что ты ценишь больше всего в своих друзьях?» И я без раздумий ответил: «То, что они есть!» Все чаще прихожу к мнению, что в работе нет друзей, есть коллеги, есть те, кто принимает и разделяет твое мнение, но друзей нет. Разрыв шаблона, который произошел со мной при повышении, до сих пор не дает мне прийти в чувство. Ты нужен, пока делаешь что-то для другого. Но когда ты останавливаешься, про тебя забывают. И это еще хорошо, если забудут.
Это все издержки профессии….
Завтра понедельник, и надо подготовить «предвариловку».
5.02.2018
И снова все по кругу…
Административное совещание… Уроки… Решение важных на первый взгляд вопросов. Сложно «въехать» в работу средней школы. Но с итогами второго семестра справился. Руководство на высшем уровне оценило мое представление результатов: намного лучше, чем у более опытных заместителей. Теперь надо готовиться показать всему педагогическому коллективу это представление результатов и не затянуть, я сам очень не люблю, когда совещание длится больше часа.
Важное решение этого дня: подача заявления на высшую категорию. Раньше были сомнения по этому поводу. Но я заслуживаю этой категории, как никто другой. Пусть это будет бонусом к моей деятельности, реальной оценкой моей педагогической деятельности.

6.02.2018
С утра коллега спрашивает: «Волнуешься?» Не-а. Совсем не волнуюсь. Выступить перед коллегами средней школы совсем не страшно. Я готовил это представление, и я знаю каждую его запятую.
Спустя пять уроков объявляют мой выход: «С предварительными результатами второго триместра средней школы выступит заместитель по контролю качества образования Вячеслав Олегович». Вот оно! Меня наконец-то представили перед коллективом как заместителя директора. И это самое важное. Теперь мне все по плечу. Вижу одобрение в глазах коллег.
Педсовет прошел быстро и динамично, как никогда прежде. Помню, как до меня зачитывали текст слайдов и анализировали каждого ученика. Я же акцентировал внимание на острых моментах в каждом классе и возможности прироста качества по каждому предмету. Все понятно и лаконично. Но меня смутил вопрос, который возник как-то сам по себе: а почему я не могу решать вопросы качества и с начальной школой? Я же в этом еще лучше разбираюсь… Ведь, по сути, обучение и качество неразрывны на всех уровнях образования. Еще один диссонанс: я заместитель директора по контролю качества образования с куцыми полномочиями?
Можно выдохнуть и немного отдохнуть. Эта неделя с одним выходным.
7.02.2018
When you’re tired and it’s a long day and you’re trying to get home you tend to feel all these little disconnects as the slow trajectory of a collapsing civilization.
Это похоже на усталость. Ты пытаешься открыть глаза, пытаешься доплестись до работы. Раньше бодрость наступала, когда начинал работать с детьми... Бодрость быстро закончилась под рутиной административной работы. И снова пытаешься не закрыть глаза. Но не все так ужасно. Чудеса моей профессии происходят, когда вместе с детьми открываешь истины, которые для них были малоизвестны, когда они с возгласом «вау!» смотрят на очередное задание. И радость, и гордость, когда проверяешь тетради своих детей и нашу совместную работу всего за 10 минут!
Вдохновленный, еду на курсы молодого директора. Одна из самых острых тем - безопасность образовательного процесса. По сути, чего может быть еще проще, понять, что полдня дети проводят в школе, и они, и их родители должны знать, что в это время с ними ничего не произойдет. Но как показывают факты, не все руководители это понимают и в этом заинтересованы. Возник вопрос: а есть ли алгоритмы, памятки по каждому направлению работы руководителя? Наверняка есть инструкции, как действовать в той или иной ситуации. Так почему же директора допускают ошибки? Буду ли я допускать ошибки?

9.02.2018
Когда я только начинал свой путь в профессии, то четко придерживался того, что я образец, я эталон. Образец, как надо, как не надо, образец поведения, образец грамотности и отношений в общем. И сейчас я тоже придерживаюсь этого. Даже если я не выспался или у меня плохое настроение, я не имею морального права демонстрировать свой негатив детям. Отчетливо заметно: когда, заходя в класс, ты улыбаешься, то и дети веселее и активнее работают, а когда ты хмурый, то вся работа у них и у меня в целом рушится. И пусть у меня тысячи нерешенных проблем, вопросов, но своим детям я всегда улыбнусь...
Сегодня, когда сильно загрустил, увидел Степика, который так пронзительно смотрел мне в глаза, что мне стало стыдно за свою слабость, и тогда улыбнулся и я! Улыбнулся ему так, что он не смог сдержаться и улыбнулся в ответ. И это получше шоколадок и конфеток смотивировало его на пятом уроке (!), на русском языке, справиться со своими работами...
И посты с псевдопедагогическими методами никогда не заменят тот опыт, который ты получаешь от самой работы.
Целый день в голове строчки из песни Ромы Зверя:
А давай как будто праздник:
В небо шарики-салюты,
Синий, белый, желтый, красный,
Брызги, капельки, минуты…
Да! Я учитель! И это главное слово в моей профессии!
Комментарий в Instagram: «…а методик никто не отменял…» Я даже и не спорю. Но не считаю методикой на уроке за ответ вручать шоколадку или конфетку или устраивать аукцион ради получения вознаграждения. Я все-таки больше за то, чтобы ребенок понимал вообще, для чего он сегодня в школе и каким образом это знание ему поможет дальше.
Стоп.
Что-то я, кажется, ушел от заместительских дел. Сегодня учебная комиссия. Я весьма противоречиво отношусь к учебной комиссии как к способу исправления поведения и отметок детей. Ну как я буду себя чувствовать, если поставить меня перед пятью людьми, которые старше меня намного и с неодобрением смотрят на меня? Сижу, смотрю на ребят и думаю: а что у них в этот момент в голове? Они не показывают того, что им страшно, что им стыдно, что их это злит. А с другой стороны, если он уже не первый раз вызывается на комиссию, значит, реально есть проблемы. Но решать их таким образом? Сомневаюсь. Как бы я решил этот вопрос? Я считаю, что ребенок, как директор на аттестации, должен отчитаться за результаты, которых он достиг. А дальше уже поэтапно разбирать, что мешало ему достичь больших показателей. И рефлексия! Без нее никуда. Нужно, чтобы каждый ребенок, проходящий через учебную комиссию, понимал, для чего это все было и какие способы есть, чтобы был другой результат.
18:15. Выход из школы. Ура! Можно и в кино!

10.02.2018
8.00. Утро. Школа. Подготовка к фестивалю. Еще одна рабочая суббота. «Главное о МЭШ». Сегодня рассказываю жителям района о самом важном городском проекте - Московской электронной школе (МЭШ). Что это такое и с чем его едят? Почему это так важно? Как это поможет детям, учителям и родителям? Чем это интересно? На эти и другие вопросы постараемся вместе найти ответы. Первый вопрос, с которого я начинаю свой мастер-класс, - это: современная школа, какая она? Чем отличается школа, в которой учились вы и в которой учатся сейчас дети? Провокационный вопрос. Каждый считает, что раньше было круче и серьезнее, а сейчас одни гаджеты. Тут же вопрос: а могли ли ваши родители полностью знать и владеть ситуацией в школе, не посещая классного руководителя или родительские собрания? Как же раньше страшно было пропустить занятие - потом не отыщешь концы с концами!
За 25 минут общения и взаимных вопросов взрослые убеждаются в том, что сейчас школа мобильнее, безопаснее, продуктивнее.
Фух! Можно выдохнуть! Доволен собой? Не то слово. Отметка организаторов: все в восторге от вашего мастер-класса. Ну что же, день прожит не зря.
А теперь играть с друзьями в «Мафию».
Insta-учителя, или «педагогическая сходка», - приятный способ отвлечься от всех школьных рабочих проблем. Соня всех (человек шесть собралось в этот раз) гостеприимно встретила у себя дома. У каждого столько за неделю накопилось. И тут понеслось. У кого что: открытые уроки, победа на региональном туре робототехники, первый год работы. И каждый УЛЫБАЕТСЯ! Нет ни одного грустного или загруженного своей работой. В такой обстановке растворяешься. И реально отдыхаешь. Обсудив все свои школьные рабочие вопросы, надавав друг другу кучу советов, мы начинаем игру. Ох, как же мне нравится эта игра! Как здорово наблюдать за поведением каждого участника, за его мимикой, жестами и эмоциями! Миссия - найти и обезвредить. Учителя - актеры те еще. Просто так мафию не найдешь. Но вот замечаю жест Евгении, которая случайно попыталась привлечь внимание своего компаньона Екатерины, работающей в школе первый год. Бах! Мафия найдена. Ведущий Михаил, учитель из Королева, программист и специалист по робототехнике, объявляет победу мирных жителей, а меня - как лучшего игрока этой партии. Приятно.
Начинаем второй тур. Пока раздаются роли, друзья спрашивают, как прошел мой мастер-класс по МЭШ. Рассказываю о всех тонкостях работы, о создании сценариев и грантах за работу в МЭШ. Ребятам явно интересно, особенно учителям из Подмосковья, они с таким энтузиазмом слушают, смотрят и даже хотят попробовать создать совместный сценарий урока, чтобы понять систему! Что же, я не против.
И пока мы болтали о МЭШ и сценариях уроков, роли были распределены.

12.01.2018
Впервые в жизни у меня раньше времени закончился ежедневник, рассчитанный на год. Ничего себе. Купил планировщик. Удобная вещь. Сразу видишь, как загружены все дни в году. Что же, начинаем новую неделю. Новый пяти­дневный квест, или игра на выживание. Выжить перед очередной атакой со всех сторон.
Сначала по порядку: проверим электронный журнал, сделаем рассылку о двух мероприятиях межрайонного совета педагогов в 5‑9‑х классах, соберем и выверим данные об экзаменах, утвердим ответственных и расписание внутренних пробных экзаменов, сделаем приказы и протоколы о заочном обучении… Но работа работается легко, когда есть надежные компаньоны.
Оказывается, все не так уж и плохо. Со всем валом работы можно справиться, если следовать алгоритму: задание выдал - получил ответы. Чувствую уважение со стороны коллег из средней и старшей школы. Подходят, уточняют, спрашивают, советуются. Самое главное - человеческое, душевное отношение. И тогда работать будет только в кайф.
Под вечер чувствуется усталость, спустя час дома обнаруживается температура.

13.02.2018
Главное - не болеть. Это ни к чему. Собраться с мыслями, выспаться, попить чаю с малиной, молока с медом, и все будет хорошо. От воспоминания о грядущем родительском собрании мурашки пробегают по коже: столько вопросов у родителей будет… Или это от температуры морозит?
Все-таки вечером выбрался на прогулку с другом. Свежий морозный воздух взбодрил, выпили кофе, поговорили по душам. Жизнь не вращается только вокруг работы.

14.02.2018
Когда я набирал свой второй набор, был ажиотаж. Многие стремились попасть ко мне. Мне было непонятно, почему они так стремятся. До определенного момента. Однажды ко мне на урок пришла директор. Смотрела, записывала, улыбалась, периодически хмурилась. После урока поблагодарила за урок и попросила прийти на анализ занятия.
То, что сказала директор, навсегда останется в моем сердце: «У вас такое взаимопонимание с детьми, которого я прежде не видела. Вам достаточно одного движения рукой, взгляда, чтобы дети поняли, что им нужно делать. Вам не надо поднимать голос и держать дисциплину, дети и так все увлечены только вами!»
Потом факт этой необъяснимой связи был подтвержден нашим школьным ментором, психологом, который пришел посмотреть мой урок. И потом уже в чайной (место, где учителя могут отдохнуть и попить чайку) Александр Михайлович долго смотрел мне в глаза и сказал: «Браво! У вас с детьми настолько тесная духовная связь, что ее нереально не увидеть. Вы что-то шепчете на ухо одному, другому заглянули в глаза, третьего коснулись рукой. Поверьте, они (дети) знают, зачем они приходят в школу. Я, пожалуй, вижу такое понимание друг друга впервые».
Такие слова не оставят никого равнодушным. Это оценка моей компетенции, моей педагогической поэмы. И тогда все встает на свои места: почему семьдесят с лишним человек хотели попасть ко мне и как же оказались счастливы те тридцать, которые в моем классе.
А сейчас… А сейчас чем могут быть довольны родители моего класса? Тем, что я только два урока в день провожу с детьми, тем, что у моих третьеклашек предметное обучение, тем, что они хотели ко мне и знают, что я могу дать высокое качество?
У родителей буря эмоций. Жду штормового предупреждения.
Родительское собрание для меня одно из самых напряженных мероприятий!
Помню первое собрание, когда план-конспект расписал на несколько листов, и как я волновался. Сейчас волнения нет. Прекрасно знаю, что я профессионал своего дела и нет ничего такого, на что я не смогу ответить. Но всегда найдутся спорные вопросы, «злюки»-родители, которые будут пытаться спровоцировать конфликт.
Вот что я понял за восемь лет работы в школе:
1. Дай выговориться (собеседнику полегчает, и ты сможешь продолжить дальше).
2. Не пытайся переспорить (выстрой свое утверждение так, чтобы оно воспринималось как аксиома).
3. Не поддавайся нарождающемуся по ходу собрания негативному настроению (думай, что они, так же как и ты, хотят кушать и в кроватку, или умножай 2335 на 67 в уме).
4. Ты Учитель!
5. Ну и самое главное - улыбайся!
19.00.
Первые родители. Волнительно. Но я же профессионал и не должен показывать своего волнения.
19.15.
Все родители полным составом. Стопроцентная явка. Спокойно и размеренно, тактично начинаю рассказывать об успехах наших детей, о наших проблемных зонах, о нашем потенциале и целях на следующий триместр.
Пауза… Жду… Задаю вопрос о том, что родителей тревожит.
Спрашивают: «А когда вы к нам вернетесь? Детям нужны вы». Наверное, каждому классному руководителю, который стоял перед выбором, было больно. Больно от мысли, что ему нужно либо покинуть детей, либо отдать свои часы с ними и так далее. Но как же мне повезло с родителями, которые в большинстве поддержали меня, сказав, что они не против предметного обучения (если честно, мой третий класс будет самым подготовленным к пятому), главное, чтобы я был с их детьми!
Слова благодарности в этот вечер просто сыпались в Viber.
Трогательно. Душевно.
Но не может же быть ничего так гладко.
Комментарий в Instagram под постом о родительском собрании: «Заносчиво, высокопарно, пафосно. Хвастовство не лучший вариант для пиара».
Оставляю без внимания. Не хочу лишний раз портить себе настроение.
Каждый имеет право на выражение своих мыслей. Пусть и таких.
Можно идти спать.

15.02.2018
Начинаем курсы подготовки организаторов в аудитории и вне аудитории в ППЭ. Вот что-что, а организовывать ГИА-9 мне очень нравится. У меня уже сформировалась команда, на которую я могу положиться. Мне нравится обучать своих сотрудников, которые потом под моим руководством будут принимать экзамены. И только от командной работы будет зависеть удачная сдача ГИА.

16.02.2018
Традиции нарушать нельзя. Ни в коем случае. Пятничный вечер в кино - самый долгожданный день в неделе. Учителя и замдиректора тоже любят кино и попкорн.
И очень хорошо, что на это есть время. Ведь в течение недели так трудно порой выбраться куда-нибудь... Даже в тренажерный зал уже не хожу. А ведь скоро весна.

17.02.2018
Выходные! Наконец-то можно никуда не спешить. Разложить все мысли по полочкам, послушать любимую музыку, насладиться ленью.
Неделя каникул будет короткой, но насыщенной. Нужно запланировать прохождение итогового тестирования для слушателей курсов, провести инструктаж для организаторов, посетить курсы будущих директоров московских школ.
Вот так оно и получается: для того чтобы качественно работать, недостаточно, чтобы у тебя были работа и инструкции, важно, чтобы работа тебя окрыляла.
Я считаю, что быть заместителем или директором несложно. Главное, чтобы за спиной были те, кто тебя поддерживает, кто во время твоего сбоя скажет тебе: «Мы с тобой, и только попробуй сдаться!»

Продолжение следует

P.S. Буду рад познакомиться в Instagram: v___olegovich.