Начатый несколько лет назад проект системного и систематического обучения таких детей включает обучение не только детей - жителей Москвы. Правительством Москвы было принято решение о том, что дети, приехавшие в Москву для получения высокотехнологичного лечения, должны получить возможность учиться, а перед системой образования города была поставлена задача обеспечить реализацию этой возможности. Так дети из других регионов, волей судеб оказавшись на длительном лечении в Москве, получили возможность учиться в школе во время лечения, конечно, с разрешения врачей и при контроле учебной нагрузки со стороны медиков.
Прежде всего необходимо отметить, что для организации такого обучения Департаментом образования была серьезно проанализирована нормативная правовая база, позволяющая организовать такую работу, составлен необходимый пакет документов, проведена совместная работа с Рособрнадзором - и ребята, находящиеся на длительном лечении, теперь могут не только учиться, но и сдавать выпускные экзамены, в том числе в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Обучение детей из регионов России, находящихся на длительном лечении, организовано государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы «Школа №109». Так как именно опыт организации обучения длительно болеющих детей школы №109 стал распространяться в регионы, расскажу о нем чуть подробнее. С 2013 года в двух крупнейших федеральных медицинских организациях педиатрического профиля, находящихся в Москве, - Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больнице - Департамент образования города Москвы и школа №109 начали реализацию большого, теперь уже межрегионального проекта «УчимЗнаем».
В течение года почти 4000 детей проходят обучение в школе, находящейся в медицинском центре, это и программы общего образования от начальной школы до старшей школы, и программы дополнительного образования, и мастер-классы, и этапы олимпиад школьников. Одномоментно обучаются по всем образовательным программам около 300 детей. Так как срок пребывания в стационаре у ребят разный - от 1 месяца до 2,5 лет, - образовательная программа для каждого выстраивается с учетом разных элементов. Конечно, главная роль в составлении образовательной программы принадлежит врачам: какая разрешена нагрузка, какая интенсивность, какие формы организации занятий - все это обсуждается с медиками. Учитывается и уровень самого ученика, желание заниматься дополнительным образованием, учителя школы строят фактически индивидуальный учебный маршрут для каждого школьника.
За период с 2013 года по настоящее время обучение в структурном подразделении ГБОУ «Школа №109», в котором обучаются длительно и тяжело больные дети, прошли 12,5 тысячи детей, находящихся на длительном лечении в федеральных медицинских организациях в Москве.
Работа школы, находящейся в условиях медицинского центра, требует особой среды. Классы оснащены современным учебным оборудованием и мебелью, работа в классах ведется в том числе с использованием современных информационных технологий, некоторые ребята приходят на занятия сразу после серьезных медицинских процедур, и это тоже необходимо учитывать при построении учебного пространства.
Техническую поддержку школы осуществляет российское представительство компании «Самсунг».
Конечно, ребята на лечении находятся вместе с родителями, и многие из них активно помогают детям в учебе. Для того чтобы такую помощь оказывать грамотно, педагогами школы и преподавателями Московского городского педагогического университета разработаны и проводятся специальные курсы профессионального обучения для родителей.
Большая работа учителей, педагогов дополнительного образования помогает ребятам не только не отстать от текущего процесса обучения. Выпускники сдают экзамены - в 2017 году непосредственно в медицинском стационаре государственную итоговую аттестацию проходили 30 детей, из них 6 выпускников 11‑го класса - в форме ЕГЭ; 2 выпускника 11‑го класса по результатам ЕГЭ в 2017 году по трем предметам получили более 220 баллов. Все обучающиеся 9, 11‑х классов школы, вернувшись после длительного лечения домой, успешно прошли государственную итоговую аттестацию по месту постоянного своего проживания.
Несмотря на тяжелые профили заболеваний обучающихся, ребята принимают участие в олимпиадном движении: 21 обучающийся - победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в текущем учебном периоде. В составе московской команды Национального чемпионата конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» обучающийся занял 1‑е место в номинации «LEGO-конструирование».
Опыт городского проекта «УчимЗнаем» востребован в регионах. Московский опыт сегодня не только помог создать аналогичные школы в Калининграде и Хабаровске, Воронеже и Орле, Московской и Ленинградской области, Перми и Ростове-на-Дону, но и объединяет вокруг флагманской площадки проекта «УчимЗнаем» в Москве учителей России, работающих с больными детьми и детьми, находящимися на длительном лечении. В ноябре 2017 года в школе Центра имени Димы Рогачева прошла Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» «Заботливая школа», в которой приняли участие представители 41 субъекта Российской Федерации и 10 стран Европы, а в феврале 2018 года московские педагоги организовали региональные стажировочные сессии в Воронеже и Орле для учителей, работающих с детьми, находящимися на длительном лечении. В рамках региональных сессий московские учителя-тьюторы проекта «УчимЗнаем» знакомили коллег с технологиями обучения больных ребят и вариативными моделями обучения детей в условиях их длительного нахождения в детских больницах.

​Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы