Приглашаем в класс гостей
Сразу скажу, что не стоит ждать быстрых результатов. Первым делом я прошла курсы повышения квалификации в Московском институте открытого образования по темам «Основы религиозных культур и светской этики», «Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе». В период обучения я изучала нормативно-правовые документы. С 2012 года во всех школах ввели новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В том же году было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и Департаментом образования города Москвы. Опираясь на это соглашение, я начала выстраивать работу по взаимодействию РПЦ с учащимися, родителями и членами нашего педагогического коллектива. Огромную помощь в этой работе мне оказывает Городской методический центр Москвы.
Я составила план воспитательной работы на четыре года.
На первом родительском собрании мы обсудили план воспитательной работы на весь учебный год. По инициативе родителей строится экскурсионная работа. С их письменного согласия проводим уроки, классные часы, конкурсы с представителями РПЦ.
С огромным удовольствием приглашаем к нам в класс гостей. Например, к нам на открытые уроки приходит представитель Русской православной церкви, чья кандидатура утверждена приказом Департамента образования. Священник сидит на уроке, смотрит, слушает, о чем и как говорят дети, и предлагает задавать ему вопросы. Сначала дети стесняются, но потом вопросов становится все больше и больше. А особо любознательным батюшка оказывает помощь при подготовке к Общероссийской олимпиаде по основам православной культуры.
Для тех, кто любит мастерить, творить, фантазировать, проводим выставки, конкурсы, мастер-классы. К примеру, узнали на уроках, что такое храм, его строение, каково его значение для верующих, постарались понять, почему многие храмы являются памятниками архитектуры. Пришли мы с детьми и родителями на территорию храма своего района, узнали о нем много нового, сравнили с другими церквями. Художники класса взялись за мольберты. Кто рисовал красками, кто - восковыми мелками, кто - углем. Появился конкурс рисунков «Храмы моего города», «Золотые купола», «Свеча России».
Ознакомились и с историей празднования Рождества, и родился игровой проект «Рождественская елка». Мастерицы устроили конкурс поделок «Вертеп», «Свет рождественской звезды».
К Дню православной книги дети устраивают конкурсы рисунков и поделок «Имена букв русского алфавита», «Книга своими руками», «Моя первая книжка».

Важен позитивный настрой
Я использую потенциал уроков окружающего мира, русского языка и литературного чтения. Каждый день на уроке, на перемене, в столовой, в раздевалке, после уроков всегда что-то происходит. И мы с детьми вспоминаем литературных героев, кто и как поступил. Выясняем, а что нам помешало выбрать правильное решение или что будет испытывать каждый из нас, если с нами так поступят.
Учимся понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов. В первом классе дети по-новому раскрыли для себя смысл сказок. На вопрос «Что помогло деду вытащить репку?» очень часто первоклассники отвечают: «Помощь мышки», а не дружба. Тогда-то и начинается кропотливая работа по воспитанию.
К четвертому классу детям очень нравятся притчи. Они их читают, обсуждают, приводят в качестве аргументов.
Однако вся основная работа начинается после уроков. Классные часы, конкурсы, олимпиады, презентации, проекты, исследования, экскурсии, театры, музеи... На классных часах вспоминаем правила культуры поведения: «Ежели вы вежливы», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Все в твоих руках!», «В единстве - наша сила!». В ноябре День народного единства, в этот же день РПЦ празднует День иконы Казанской Божией матери. Предположили, что может объединять эти события, и организовали экскурсию на Красную и Соборную площади.
На уроках изобразительного искусства и окружающего мира ознакомились с памятниками архитектуры, возникло желание посетить храм Пресвятой Богородицы на Городне в Москве. Там ребятам была организована экскурсия и дан мастер-класс колокольного звона.
Важен позитивный настрой. Отмечаем день улыбки: дети устраивают фотовыставку «Поделись улыбкою своей!», разучивают мимические упражнения для развития лицевых мышц, но главное - учатся быть добрыми, вежливыми и радостными каждый день.
Интересные, творческие идеи класса находят отклик во всей параллели, потом в начальной школе. Идеи превращаются в традиционные мероприятия всей общеобразовательной школы. Рядом встают единомышленники: администрация, классные руководители, учителя-предметники, школьные психологи и библиотекарь...
А чтобы и родители были нашими единомышленниками, в школе проводятся тематические встречи и лектории для родителей. На них мы приглашаем представителей от РПЦ, ученых, сотрудников МИОО - всех тех, кто будет интересен родителям, полезен детям и очень нужен нам, педагогам, для решения ежедневных духовных и нравственных задач.

Оксана ГЕНСУР, учитель начальных классов школы №1526 на Покровской