- Мария Майтовна, подскажите, как реагировать педагогам на такие жалобы учеников? Лично мне в подобных ситуациях хочется пожалеть ребят.
- Такого рода жалобы свойственны учащимся 6-8-х классов, потому что детям помладше, наоборот, хочется быть рядом со взрослыми во время выполнения домашних заданий. А для ребят 11-14 лет в большинстве случаев это просто хорошая «отмазка» для оправдания своей низкой успеваемости в школе.
- Другими словами, в данном случае дети попросту пытаются манипулировать педагогами, давя на жалость?
- Безусловно, когда в квартире постоянно много людей и очень тесно, отвлекающий фактор доминирует. Сконцентрировать внимание на уроках тяжело физиологически и психологически. Ну а кто сказал, что учиться вообще легко? Любое действие, нацеленное на результат, требует определенных усилий. Если в семье приоритетная жизненная установка потребительская, а не созидательная и формулируется примерно так: «Получать все и сразу без усилий», то и ребенок будет переносить эту установку на учебный процесс, который по сути своей процесс труда. Он размышляет примерно так: «Вот была бы у меня отдельная комната, тогда бы я старался учиться».
- И к чему могут привести такие «отмазки»?
- Если вовремя не скорректировать эти мотивационные установки, то такого рода выдуманные препятствия к успешности способны стать страшным оружием, разъедающим личность изнутри, парализующим потенциальные возможности ребенка, данные ему природой, делающим его пассивным, безынициативным - человеком, который ни к чему не хочет стремиться. Естественно, в такой ситуации школьнику все будет мешать: теснота в доме, погода, невкусный ужин и т. д. Тревожит то, что таких потребительских семей становится все больше и больше. А нам, школьным психологам, приходится работать по коррекции мотивации на учебу и на успех.
- То есть бытовая теснота учебе не помеха?
- Я бы сказала больше, при правильной семейной установке это является подстегивающим фактором, стимулом к успешности. Если в семье ребенка нацеливают на достижение успехов в учебе, он будет стремиться к этому хотя бы во имя того, чтобы уметь заработать на комфортное жилье. А «свой угол» при желании всегда найдется. Пусть даже это будет краешек стола на кухне или часть подоконника. К слову сказать, мы в свое время уроки делали в буквальном смысле на коленках - в метро или в автобусе по дороге на кружок. И хорошо учились при этом!
- В Японии, Китае жилищные условия у большинства населения по нашим меркам вовсе стесненные, а уровень образования высокий...
- Совершенно верно. Отсюда делаем соответствующие выводы. Если ты умеешь концентрироваться и глубоко погружаться в свои мысли, то уже находишься в своем личном пространстве. Главное - уметь абстрагироваться от окружающего. Родителям, педагогам, психологам следует больше внимания уделять развитию в детях этого качества.
- Мы опять возвращаемся к установкам внутри семьи.
- Именно! А чтобы у ребенка на очередную плохую оценку не было отговорки, что дома нет условий делать уроки, он может выполнять домашние задания в школе после занятий. Пожалуйста, выбирай себе любое место, занимайся. И никаких отговорок!

Наталья ДОНОВСКАЯ,
педагог-организатор школы №880