Не менее важно для нас способствовать формированию социальных компетенций учащихся, поскольку весь багаж знаний и понимание взаимосвязей, лежащих в основе отдельных общественных или культурных явлений, необходимо соотносить с реальным жизненным опытом детей. Это, безусловно, повышает интерес школьников к изучаемому материалу, позволяет более полно воспринимать его и дает возможность реализации воспитательных задач процесса образования. В этом отношении особый интерес для педагогов-психологов представляет отработка практических навыков, способствующих личностному развитию учащихся.
Теоретическая часть интегрированного занятия связана непосредственно с материалом урока и включает в себя дополнительные сведения из различных областей психологии (психология личности, социальная психология, психология искусства).
Практика же предполагает выполнение упражнений с использованием конкретных психологических техник (работа с метафорическими ассоциативными картами, ролевое взаимодействие, в том числе с применением методики «пустого кресла»).
Пример интегрированного урока литературы с участием педагогов-психологов - занятие в 9-м классе, посвященное Татьяне Лариной из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В начале занятия ребята совместно с учителем составляют портрет Татьяны, которую читатель встречает в начале романа. Далее педагог-психолог, обобщая эти сведения и сопоставляя их с существовавшей в эпоху культурной средой, предлагает школьникам рассмотреть желание героини признаться Онегину в чувствах с использованием методики «шесть шляп». С помощью этого метода разбираются проблема выбора Татьяны, возможные варианты развития ситуации и их последствия. Кроме того, при подготовке к данному уроку каждому ученику необходимо было вспомнить ситуации принятия сложного решения из личного опыта, поэтому ребята получают возможность отработать этот навык с использованием данной методики.
Затем мы обращаемся к личностным изменениям Татьяны, отмечаем, какие черты характера появились у героини с течением времени, а какие остались неизменными. Логическим завершением урока для нас становится тема долженствования (отношения Татьяны с матерью, с социумом), этот материал подробно описан в статье Б.М.Теплова «Заметки психолога при чтении художественной литературы». Данная статья, а также другие материалы по психолингвистической диагностике существенно расширяют возможности психологического анализа художественных текстов.
В качестве примера интеграции психологии и дисциплины «Мировая художественная культура» можно привести урок в 9-м классе, посвященный живописи XVIII века. Учитель МХК предлагает к ознакомлению несколько ярких работ французского живописца Жака-Луи Давида («Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Наполеон на перевале Сен-Бернар»), обсуждает с учениками художественный замысел произведений, исторический контекст их создания. А психолог делает акцент на особенностях индивидуального восприятия художественного образа (его динамичности, целостности, фактуры), обращая внимание учеников на то, что любое произведение искусства - прежде всего акт взаимодействия идеи автора и ответной реакции зрителя, в том числе подсознательной. Яркая индивидуальность в восприятии художественных образов учениками проявляется при практической работе с метафорическими ассоциативными картами.
Темы, предлагаемые нами для разработки интегрированных уроков, весьма разнообразны. Опыт подобных занятий можно распространить на любую возрастную категорию учащихся, содержание уроков отличают вариативность и универсальность. Едиными же для каждого занятия будут следующие задачи: емко и кратко представить материал соответствующего раздела психологии (психолингвистика, психология восприятия и др.), позаботиться о точном соответствии основным задачам урока (освоение учебной программы), а также добиться максимальной практической значимости для каждого ученика.

Алла ЭКСЛЕР,
педагог-психолог школы №1158;
Дмитрий ЮФЕРЕВ,
педагог-психолог школы №1158