Мальчишки и девчонки у нас активные и любознательные, но учиться в классах с полной наполняемостью не могут. Детям со сниженной эмоционально-волевой сферой и низким самоконтролем требуются индивидуальный подход в воспитании и адаптированные образовательные программы.
Семьи, в которых воспитываются дети, разные, как и везде: есть проблемные, а есть понимающие и готовые сотрудничать с педагогами.
Медиативные техники разрешения конфликта вызвали интерес не только у сотрудников, но нашли поддержку у администрации школы-интерната. При активном содействии завуча по воспитательной работе Натальи Александровны Антюхиной в каникулярное время были организованы лекции по обучению медиаторов-волонтеров, которые посетили треть всех работников. Полное обучение с выдачей сертификатов прошли 20 сотрудников - это учителя, воспитатели, педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, тьюторы. Во время обучения что-то получалось, что-то казалось непонятным, что-то удивляло. Равнодушным не остался никто. Обучение было построено так, что желание использовать техники медиации в педагогической работе и по прямому назначению - разрешению конфликтных ситуаций - возникло у всех.
Сотрудники Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы провели «Круг примирения» в 8-м классе. На этом мероприятии учащиеся и их педагоги говорили открыто и непринужденно о наболевших проблемах - о разного рода зависимостях (гаджеты, компьютерные игры, наркотические средства). Медиаторы из методцентра удивились раскованности наших воспитанников, их интересу к беседе и воспитанности. Высказывания детей были глубокими по смыслу и позитивными.
Когда начала работать наша школьная служба, не все, кто получил сертификаты, выразили желание работать волонтерами. Причины разные: декретный отпуск, большая загруженность по основной преподавательской деятельности, кто-то не решился перенести теоретические знания в практический опыт.
Сейчас нас 12 человек, все педагоги. В нашей службе два куратора. Медиаторы-волонтеры закреплены за классами так, что в основной своей профессиональной деятельности они не проводят занятий с детьми класса, и, таким образом, личные отношения не накладываются на медиацию. Соблюдается принцип независимости волонтера и безоценочности ситуации для конфликтующих сторон.
Коллектив большой - детей 330 человек и около 100 педагогов. Первоначально сведения о создании службы примирения были размещены на сайте школы, на стенде у главного входа в здание. Наши волонтеры обошли классы, представились классным руководителям, воспитателям, рассказали о задачах и целях создания службы. Информация доводилась до сведения родителей на родительских собраниях классов, куратор ШСП Наталья Михайловна Водопетова выступала перед родителями с докладом, презентацией и отвечала на вопросы.
Первая медиация была организована по запросу классного руководителя, поскольку конфликт между двумя учениками спровоцировал ухудшение отношений между одноклассниками. Дети восприняли предложение разобрать их конфликт в присутствии волонтеров с интересом. Поразили серьезность, взрослость школьников при проведении встреч, желание обоих разобраться, почему так произошло и что теперь с этим делать. Результатом совместной встречи явились взаимные извинения.
Интерес для нас сейчас представляет медиативная техника по проведению родительских собраний и классных часов в формате «Круга взаимодействия» в начальной школе. Нам кажется это важным в период адаптации, вхождения в школьную жизнь детей и их родителей.

Евгения ВДОВЫДЧЕНКО, тьютор, куратор школьной службы примирения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №73