Я очень люблю детей, а также мне всегда нравилось изучать английский язык. Поэтому, выбирая профессию, я недолго думала и поступила в педагогический университет. Кто-то говорил, что будет сложно, что современные дети заберут все жизненные силы. Кто-то, наоборот, поддержал мой выбор, зная, что я о нем не пожалею. И действительно не пожалела. Мои ученики наполняют меня энергией. И я не лукавлю, говоря о том, что люблю детей. Дети - это наше будущее, и мы, учителя, играем одну из самых важных ролей в этом будущем.
Наверное, каждый молодой специалист помнит свой первый рабочий день в школе. Я тоже помню. Особенно помню, как готовилась к этому дню. Готовилась к урокам, к тому, что я надену и как буду выглядеть, ведь, как говорят в народе, встречают по одежке, а провожают по уму. И самое интересное, что мой первый день прошел так, словно я всю жизнь работала в школе. Я не могу сказать, что сильно нервничала или переживала. Я была приятно взволнована. Мне хотелось как можно скорее окунуться в это, прочувствовать, каково это - быть учителем. И я прочувствовала. И с каждым днем влюблялась в свою работу все больше и больше.
Благодаря своей профессии я чувствую себя значимым человеком в обществе, потому что не только обучаю будущее поколение своему предмету - английскому языку, но также стараюсь повлиять на своих учеников как на личностей. Не раз на моих глазах заядлый хулиган становился более покладистым, ответственным, проявляя свои хорошие качества, а плохие качества стараясь сдерживать. Очень важно показать ребенку, каким бы он ни был, что он для тебя не пустое место, равное пустой ячейке для выставления оценки. Важно дать понять, что ты на его стороне. Что ты в первую очередь его друг, помощник, а не враг. Важно разглядеть в своем ученике что-то хорошее и пытаться всеми силами вытащить это хорошее наружу. Ведь люди не рождаются плохими, злыми, грубыми. Люди становятся такими, какие есть, из-за людей. Самую важную роль в нашей жизни играет, конечно, семья, а далее - окружение. Это могут быть ребята во дворе или одноклассники. Детям нужно почувствовать, что ты с ними на одной волне. Все помнят правило жизни: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Но не все этому правилу следуют. Мне очень нравится мысль: «Тепло тому, кто излучает свет. Светло тому, кто носит в себе солнце». К доброму человеку тянутся, как к солнцу. А дети очень чувствуют таких людей. Как только ученики знакомятся с новым учителем, они сразу же «прощупывают почву». Можно ли отвлекаться на его уроке или нет? Можно ли доставать мобильные телефоны, можно ли перешептываться или не делать домашние задания? И так далее. Дети сразу понимают, «настоящий» ты или «искусственный». Улыбка на лице искренняя или натянутая. И есть ли она вообще?
У каждого были любимые учителя и... нелюбимые. Те самые, перед кабинетом которых дрожали коленки. Я считаю, что в хорошем учителе должно быть одновременно несколько качеств. Это строгость, но умеренная. С ней же в комплекте должна идти и мягкость. Понятие «боятся - значит уважают» в школе не совсем уместно. Наша цель - добиться того, чтобы дети с радостью шли на наши уроки, а такое действительно бывает. Для этого нужно приложить определенные усилия, но результат будет удивительным. Когда на уроке с учителем интересно, то время пролетает очень быстро. Я очень стараюсь для своих учеников, подбирая интересный материал к урокам, готовлю для них презентации. Ведь так приятно слышать: «Как? Урок уже закончился? Так быстро?»
В каждом классе порой бывают дети-юмористы. Дети, которые любят, чтобы над ними посмеялись одноклассники. Они вроде бы ненавязчиво провоцируют учителя на замечания, пытаются заставить нервничать, в общем, показать одноклассникам, что они «крутые». Я знакома с несколькими такими ребятами. Бывают действительно смешные шутки, когда можно посмеяться вместе с учениками. Но во всем должна быть мера. Затянувшиеся шутки вовремя нужно суметь остановить. Например, фразой: «Посмеялись - и хватит. Один раз смешно, два - забавно, третий - уже глупо». Важна интонация, которая поможет понять, что минутка юмора закончилась, продолжаем учиться. Мне повезло, и я обладаю чувством юмора, это тоже значимое качество характера в моей профессии. Я не боюсь отреагировать на неуместные шутки репликой: «Вы действительно находите это забавным? У меня хорошее чувство юмора, и я вас уверяю, что это не смешно». Интонация и голос - очень важные составляющие в нашем педагогическом звене. Я очень быстро поняла, что в нашей профессии без этого никуда. И за свою силу голоса, и не только за это, я очень благодарна своей маме.
Говоря о проблемных подростках, хочу отметить, что очень важно сначала заслужить доверие таких детей. И чтобы этого добиться, нужно самому уметь им доверять. А еще важнее относиться к таким ребятам с уважением. Стараться не обращаться к детям по фамилиям. С такими детьми лучше беседовать с глазу на глаз, чтобы выяснить, почему такое отношение ко мне, к моему предмету, к ребятам в классе, и в процессе таких диалогов постепенно, шаг за шагом выстраивать этот хрупкий предмет под названием «взаимное доверие». Я помню, в университете нам рассказывали про случай с Макаренко, советским педагогом, который мне очень запомнился. Однажды Антон Семенович поручил очень важное дело, связанное с деньгами, воспитаннику, который пытался сбежать и примкнуть к уличной банде и которому, казалось бы, никто не должен был доверять. И этот жест доверия так тронул подростка, что в будущем из него вырос отличный педагог, повлиявший на судьбы многих детей.
Надо уметь верить в человека. Дети, они же искренние в своих эмоциях, и эта искренность может выражаться по-разному. Кто-то неистово любит своих учителей, к некоторым учителям относятся нейтрально, равнодушно, а к кому-то и вовсе испытывают ненависть. Так кто же мы в глазах наших учеников? Каждый ребенок - это отдельная вселенная. И мы, учителя, имеем возможность контактировать с таким большим количеством миров и влиять на них. Настоящий учитель должен быть примером для подражания, не только следить за своим внутренним миром, своей речью, поведением, но и внешне выглядеть достойно. Поэтому, какими нас видят наши ученики, зависит только от нас самих.
Уважаемые педагоги! Не делайте вид, а искренне любите детей. Ведь дети словно цветы. Если за ними ухаживать, беречь их, заботиться о них, то и результат не заставит себя долго ждать. Ваши ученики откроют вам свои сердца, как лепестки цветов, которые открываются навстречу солнцу.

Анна МАСЛЕНИКОВА,
учитель английского языка школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского