Счастье быть вместе

Уж если нет на свете
новизны,
А есть лишь повторение
былого.
И понапрасну
мы страдать должны,
Давно рожденное
рождая снова.

Уильям Шекспир


2011 год. 1-й этап финала конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года». Номинация «Самый классный классный». Я, молодой учитель истории, классный руководитель 7-го класса, говорю об управлении и организации классного коллектива, положив в основу теорию менеджмента. Говорю о важности социальных сетей как средства коммуникации, интеграции и организации своей классной команды... Но... Как сказано в Ветхом Завете, «всему свое время»... Отстоять точку зрения о классном руководителе как руководителе класса мне тогда не очень удалось...
2018 год. 1-й этап конкурса «Смотрим в будущее»-2018. Я, молодой директор московской школы, пишу эссе о роли руководителя класса. Свое мнение и взгляд на роль классного руководителя как руководителя класса не поменяла.
Классный руководитель сегодня должен отчасти выполнять все функции управленца: планировать, организовывать, мотивировать, руководить, направлять, контролировать и осуществлять обратную связь. Только в современной школе данные функции выполнять стало гораздо легче: безграничные возможности городской среды и городских проектов, информационная открытость (сайт, группы в социальных сетях, электронный журнал и дневник, «Московская электронная школа»), современные средства коммуникации - всё на службу классному руководителю!
Особое место занимает, по моему мнению, функция мотивации. Как же важно дать возможность нашим детям делать то, что им по-настоящему интересно: творить, совершать открытия, самостоятельно принимать решения, чувствовать признание своих успехов, ощущать радость от искреннего и заслуженного вознаграждения! Кто, как не классный руководитель, сможет сделать это?!
«Воспитатель коллектива маленьких детей - это дирижер, по мановению палочки которого каждый участник оркестра творит чужое счастье и благодаря этому переживает первое гражданское счастье», - точно отметил Сухомлинский.
Как увлечь? Как помочь учиться? Как воспитать глубокие нравственные чувства, безграничную любовь к Отечеству? На эти вопросы должен знать ответ каждый классный руководитель.
«Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди» (Я.Коменский). Да, классному руководителю идти надо правильно, в ногу со временем, чувствуя все опасные повороты, выравнивая шаг каждого, не допуская отстающих и заблудившихся.
Управление классным коллективом в отличие от управления взрослыми в организации не может не носить личностно ориентированного, эмоционального характера, ведь помимо функций управления классный руководитель осуществляет и воспитательную функцию. Он должен иметь с детьми общий круг интересов, увлечений и стремлений! Чувствовать внутренний мир ребенка...
Какой он, классный руководитель XXI века? Он такой, как Снежана Ивановна Эльязова: креативный, вдохновленный, строгий, но справедливый, готовый покорять с тобой новые вершины, путешествовать по миру, кормить сушками, когда ты долго засиживаешься за проектом. Он такой, как Любовь Владимировна Соломашенко: чуткий, добрый, невероятно глубокий, знающий самую суть и находящий для тебя - да-да, именно для тебя - самые правильные слова! Он такой, как Елена Александровна Тарасова: интеллигентный, переживающий, готовый всегда встать на твою сторону, вовремя похвалить, дать совет или сказать, что ты не прав! Он такой, как Татьяна Сергеевна Зобкова: энергичный, современный, открывающий для тебя твой город, все свое время, сердце и душу отдающий детям! Он такой, как Юлия Романовна Ковригина: активный, позитивно настроенный абсолютно на все (особенно на новое и интересное), умеющий организовать класс на любые творческие дела и получающий от этого колоссальное удовольствие! Он такой, как Галина Михайловна Рачкова: четкий, готовый решить любую проблему мгновенно, и проблема перестает быть таковой, она превращается в новую задачу, которую ты легко решаешь! Он такой, как Марина Александровна Крючкова: идущий в ногу со временем, поддерживающий походы на интересные фильмы и спектакли, которые потом можно обсудить вместе даже в социальных сетях! И этих качеств целая палитра! Можно продолжать и продолжать... И это не пропишет никакая должностная инструкция, это не оценить в размере доплаты. Ведь это просто любовь - любовь к детям, любовь к делу, которому ты посвятил свою жизнь! Вспоминаются замечательные слова Сухомлинского: «...чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».
Пятница. Вечер. На работе. А я смотрю на 27 металлических сердечек с именами своих выпускников на деревянной панели, где выбита надпись: «За счастье быть вместе», и понимаю, что роль детей в жизни классного руководителя нисколько не меньше, чем руководителя класса в их жизни.

Валентина СЕТЕЖЕВА,
директор школы №1795
Сплоченность, взаимовыручка и дружба

Классный руководитель - кто это? Директор класса, вторая мама, духовный наставник, старший друг, просто учитель либо воспитатель, а может, все вместе?
Я полагаю, что всю работу современного руководителя класса можно разделить на две основные роли:
I. Консолидирующая (объединяющая учеников, родителей, учителей-предметников, администрацию школы, город).
II. Информационная (транслирующая, информирующая).
1.1. Объединяющая учеников.
Классный руководитель должен выстраивать взаимоотношения внутри классного коллектива - объединить класс, создать благоприятный психологический микроклимат внутри класса, развивать сплоченность, взаимовыручку и дружбу, владеть информацией о симпатиях и антипатиях внутри класса, предотвращать конфликты, а в случае их возникновения решать, причем не только в школе, но и за ее пределами.
Руководитель класса должен быть лидером класса. Для этого он сам должен идти в ногу со временем, знать, владеть и использовать современные технологии. Он не должен отставать в этих знаниях от своих учеников. Должен уметь их использовать для достижения образовательных и воспитательных целей, быть интересным своим ученикам. А для этого постоянно заниматься самообразованием и повышать квалификацию.
Классный руководитель должен знать, чем живет каждый из его учеников. Кто из них любит музыку и какую. Кто занимается спортом и каким. Узнай он, к примеру, что несколько учеников хотят заниматься футболом, порекомендуй детям и помоги их родителям записать детей в объединение дополнительного образования. Взаимодействуй с педагогами дополнительного образования, пригласи на классный час. Взаимодействуй с родителями, узнай, какие еще объединения дополнительного образования они хотят посещать в школе. Если их нет, донеси информацию администрации школы.
Руководитель класса должен объединять класс и в публичном пространстве: должен стать администратором сайта класса, участником социальной сети, различных мессенджеров. Все это неотъемлемая часть его работы. Это многократно расширит возможности классного руководителя следить за тем, с кем общаются ученики в Интернете, чем интересуются. Пользуясь просто «постом» сообщений, направленных на профилактику правонарушений, посвященных здоровьесбережению, повышающих культурный уровень учеников, классный руководитель сможет аккуратно направлять внимание детей, поддерживать актуальность и значимость этих направлений.
1.2. Объединяющая родителей.
Руководитель класса, должен быть надежным посредником между родителями и школой. Не посылать родителя за медицинской справкой в медицинский кабинет или к заместителю директора. Но сам решать все вопросы и удовлетворять все потребности родителей. Любой ученик и родитель должен знать, что классный руководитель может ответить на все вопросы и решить любые проблемы.
1.3. Объединяющая педагогов.
Также руководитель класса должен объединить педагогов для совместного решения образовательных задач своего класса. Знать о проблемах и успехах своего класса. Разрабатывать индивидуальные образовательные траектории. Помогать кому-то исправить «два» за диктант, а кому-то - поучаствовать в олимпиаде и победить.
1.4. Объединяющая образование на уровнях школы и города.
Это обязательное участие в городских проектах «Инженерные каникулы», «Учебный день в технопарке», «Учебный день на ВДНХ», «Профессиональные среды». Рассказать родителям и ученикам, как они могут использовать образовательные ресурсы Москвы, мотивировать учеников самообразовываться.
2. Информационная.
Эта роль не менее важна в работе современного руководителя класса. Помимо того что он должен грамотно информировать родителей и учеников о том, что хочет донести администрация школы, он должен информировать класс о возможности записи в объединения дополнительного образования, интересных выставках, городских проектах и принимать в них участие совместно с классом.
Он должен знать, где его ученики. Если они не в школе, то почему. Но не просто, к примеру, знать, что ученик болеет, а чем болен, почему и где заболел. Продумать, какие меры можно принять по укреплению здоровья, вовлечь учеников в занятия физической культурой и спортом, подготовить к сдаче ГТО. Если пропускает занятия без уважительной причины, то почему, какой именно урок. И принять меры для развития мотивации к посещению уроков, желания учиться и самообразовываться.
Современный руководитель класса должен быть публичен. Публиковать различную информацию в Интернете. Сходили в музей с классом - фотоотчет, посетили выставку - статья в соцсети. Когда, что и где происходит, информировать родителей и учеников через МЭШ, социальные сети и мессенджеры.

Александр КОТЯГИН,
директор Школы на проспекте Вернадского