Данную мыслительную операцию можно проследить у ребенка в раннем возрасте при собирании пирамидки. В старшем возрасте ребенок встречается с сериацией при использовании инструментов измерения, при изучении порядковых числительных и прогрессий.
У детей с нарушением зрения возникают трудности с составлением сериации, так как при зрительных нарушениях отмечаются бедные сенсорные представления об эталонах, ошибки в узнавании похожих элементов (круг и овал), неумение отобрать нужные эталоны для продолжения ряда, начатого педагогом, выстроить элементы ряда по заданному расположению (сверху вниз или по диагонали).
Как же обучить ребенка дошкольного возраста?
Основной принцип обучения - от простого к сложному. От основного признака - цвета (в развитии ребенка он появляется первым) - к форме и величине. От двух, трех эталонов в ряду - к большему количеству. От чередования по одному признаку - к чередованию по нескольким признакам (цвет и величина). От пошагового показа педагога, как составить ряд, - к самостоятельному продолжению уже составленного взрослым ряда и к действию по инструкции: «Составь ряд из этих фигур».
При составлении сериации педагог должен обращать внимание на действия ребенка. Перебор вариантов - самый примитивный способ, когда тот выбирает неправильный элемент для продолжения ряда и возвращается к этому варианту снова, не отбрасывая его. Самые совершенные способы действий - практическое примеривание (наложение, приложение одного элемента к другому) и зрительное соотнесение: ребенок выбирает верный элемент из множества и дополняет им сериационный.
Детям старшего дошкольного возраста с нарушением зрения можно предложить составление сериационных рядов по насыщенности цвета, продолжение ряда по таким признакам величины, как длина, ширина, толщина. Усложнение - расположение ряда слева направо, сверху вниз, по диагонали, это способствует закреплению ориентировки в микропространстве; или составление ряда по двум признакам, например цвет и направление элементов (стрелочки разных цветов). Выбор цвета элемента может осуществляться из цветов, которые не присутствуют в ряду. Так закрепляются представления о цветовосприятии. При составлении ряда сенсорные признаки элементов можно комбинировать: цвет - величина, форма - цвет, форма - направление - количество. Активизирует мыслительную деятельность задание «Найди ошибку в ряду».

Елена АНДРИАНОВА, учитель-дефектолог школы №851