На уровне дошкольного образования у нас воспитывается и обучается практически весь контингент детей с ОВЗ и инвалидностью. Функционируют группы для детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушением интеллекта, а также со сложной структурой дефекта, где психолого-педагогическое сопровождение получают 146 воспитанников с ОВЗ.
При этом мы ориентированы на раннее выявление детей группы риска, так как чем раньше ребенок попадает в адекватные психолого-педагогические условия, тем благоприятнее дальнейший прогноз его развития и социализации. В этом нам помогает психолого-педагогический консилиум, который успешно работает в школе в течение нескольких лет. На каждого ребенка команда специалистов составляет индивидуальный образовательный маршрут и разрабатывает адаптированную основную образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития. При условии перехода ребенка в начальную школу учителя видят реальную динамику обучения и достижений ребенка и пролонгируют дальнейший образовательный маршрут по основным линиям развития.
Наша задача - совместно с родителями сделать все возможное, для того чтобы к моменту перехода в начальную школу ребенок максимально был к ней готов.
В своей работе мы ориентированы на систему психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Она доказала свою эффективность и широко используется нашими педагогами. В этой системе особо выделяется такое значимое направление, как «Работа с родителями: психологическое просвещение и обучение практическим умениям», в преломлении к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, инвалидностью.
Уже на уровне дошкольного образования мы стремимся создать взаимодействие в триаде «педагог - родители - ребенок». При этом роль специалистов являлась первостепенной во взаимодействии с семьей. На заключительном же этапе сопровождения ведущая роль постепенно передается родителям уже в диаде «взрослый - ребенок», а специалисты становятся наблюдателями и при необходимости оказывают консультативную помощь.
Опираясь на систему психолого-педагогического сопровождения, мы разработали модель эффективного взаимодействия педагогов с родителями для определения траектории образовательного маршрута детей с ОВЗ и инвалидностью.
Она базируется на ряде принципов и реализуется по определенному алгоритму. Речь идет об индивидуально ориентированном и комплексном подходах, морально-этических нормах, конфиденциальности, соблюдении равноправного партнерства и адекватности прогнозируемого результата.
Мы пришли к четкой этапности в работе специалистов с родителями.
На первом этапе происходит установление контакта, проводится работа на преодоление барьеров психологической защиты, мотивирование на сотрудничество.
Второй этап включает в себя исследование семьи: сбор информации, изучение потребностей родителей и ребенка, выявление основных проблем и скрытых ресурсов семьи.
Третьим шагом является разработка программы (индивидуального образовательного маршрута) оказания психолого-педагогической помощи с учетом результатов углубленной диагностики.
На четвертом этапе начинается работа специалистов по оказанию коррекционно-педагогической и психологической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск внутренних возможностей и ресурсов семьи.
В заключение проводятся анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения и коррекция программы.
При этом, исходя из реальных запросов родителей, мы ежегодно внедряем те или иные формы работы с детьми, обеспечивая тем самым равные права, доступность, возможность выбора образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Елена МЕЛЬНИКОВА, заместитель директора школы №1158