Наглядный статистический отчет поступает на электронную почту учителя. Он состоит из нескольких разделов.
Анализ общих данных включает в себя график распределения числа учеников, набравших то или иное количество баллов за работу (от 0 до 100). Также приводится таблица, показывающая динамику успехов в аналогичных работах прошлых лет, которая характеризует в первую очередь работу преподавательского коллектива в целом и способствует выбору актуальных задач методической работы на ближайшее время.
Информация по классам содержит диаграмму отклонения от среднего результата, показывающую роль вклада в него каждой группы. Столбики групп с результатом выше среднего расположены выше нулевой линии, соответствующей среднему значению, а с результатом ниже среднего - ниже. Каждый преподаватель может сравнить балл учащихся своих групп со средним по потоку, оценить динамику их успешности по отношению к предыдущим результатам.
Важнейшей частью анализа является таблица позадачного анализа успехов каждой группы. В ячейках этой таблицы отражен процент учеников, успешно справившихся с задачами. Цветом выделены ячейки, данные в которых отклоняются в ту или иную сторону от среднего по столбцу. Так, зеленым закрашены ячейки, отражающие лучшие, а красным - ячейки, отражающие худшие результаты в столбце задач по параллели. Преподаватель может оценить умение своих учеников решать те или иные задачи в сравнении с учениками других классов, видит, какие задачи оказались для них наиболее сложными. Кроме того, очевидно, была ли задача слишком сложной или ученики какой-то группы не научились решать типовую задачу.
Если речь идет о контрольной работе, составленной преподавателями, то дополнительно проводится анализ решаемости задач по вариантам для ответа на вопрос, насколько получились равноценными задания в вариантах. Эта информация не влияет ни на критерии проверки, ни на критерии выставления оценок учащимся, а учитывается в дальнейшей методической работе секции.
Также для преподавателей и методистов очень полезна информация о том, сколько учеников решило успешно задачу, сколько не бралось вовсе, а сколько решало, но ошиблось. Такая информация наглядно представлена в виде круговых диаграмм по каждой задаче. На основании этих данных по разным темам проводятся методические семинары с учителями, выпускаются методические пособия, составляются индивидуальные домашние задания для школьников, являющиеся аналогом курсовых расчетных работ в вузе.
Анализ успеваемости в классах по различным предметам может служить полем для работы психологической службы лицея по выработке рекомендаций при формировании классов.

Анна АФАНАСЬЕВА,
учитель математики лицея №1580
при МГТУ имени Н.Э.Баумана;
Марина ЖИВИЛО,
учитель математики лицея №1580
при МГТУ имени Н.Э.Баумана