О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая по мере взросления ребенка все больше и больше.
Чтобы пробудить интерес, покажите существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов (которые, конечно, являются лучшими рассказчиками), вы можете показать ребенку мемориалы, например, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он горит, напоминая о тех, кто погиб на войне.
Прежде чем говорить непосредственно о войне, расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках. Не вдаваясь в подробности, особенно с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждого государства есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет страной. Дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать абстрактными словами. Можно привести пример из жизни пионеров-героев (для начала объяснив, кто такие пионеры). Если живы пожилые родственники, видевшие войну своими глазами, можно совместить приятное с полезным - навестить их и послушать воспоминания. Таким образом, вы не только расширите кругозор своего ребенка, но и дадите возможность ему гордиться членами семьи.
Конечно, в разговоре с маленькими детьми не нужно подробно говорить об ужасах войны. Ваша задача не напугать, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
Важно объяснить ребенку, что специального места для проведения военных действий нет. Полем боя может стать любое место на Земле, в том числе населенный пункт. Фронт - это совокупность всех полей боя. Фронт сдвигается в ту или иную сторону в зависимости от того, чья армия наступает. Линией фронта называют линию на карте, которая разделяет территории, контролируемые армиями. Но в реальности никаких линий, прочерченных на земле, нет. Тыл - это тоже не специальное место, а территории, расположенные далеко от линии фронта. Расскажите ребенку, что солдаты, уходившие на фронт, - это обычные граждане, которые отправились защищать свои семьи.
Объясните, что вся страна в меру своих сил приняла участие в этой войне, поэтому Победа является заслугой не только армии.
По мнению ребенка, раз война велась с Германией, значит, все ее жители враги. Важно показать, что даже сами жители Германии пытались как могли сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером.
Почему война носит название «Великая Отечественная»? Разъяснив ребенку значение слова «Отечество», предложите ему подумать, почему война называется именно так. Это очень хороший способ закрепить результаты беседы и убедиться, что ваш рассказ понят правильно.

Надежда БОЯРИНЦЕВА, воспитатель школы №851