Напомню, второй фильм - «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем» - заканчивается тем, что в результате предательства Терезы в плен корпорации ПОРОК попали десятки детей-иммунов, невосприимчивых к опасному заболеванию, охватившему мир. Среди них - Минхо (Ли Ги-Хон), один из верных друзей Томаса (его роль по-прежнему исполняет Дилан О’Брайен). Лучший глэйдер полон решимости освободить товарища, однако все, кто рядом, - Ньют (Томас Сэнгстер), Фрипен (Декстер Дарден), Хорхе (Джанкарло Эспозито) и другие - убеждают: не следует действовать сломя голову, нужен план действий.
В начале триквела мы видим уже проводимую операцию по спасению Минхо, которого вместе с другими иммунами перевозят в поезде в Город, островок постапокалиптической цивилизации (там расположены офис и зловещие лаборатории ПОРОКа). Погоня, перестрелки, появление в нужный миг самолета, который лихо цепляет на цепь с крюком отсоединенный от состава нужный вагон и переносит его в укромное место, - все как будто проходит блестяще. Вот только среди вызволенных иммунов юного китайца нет: сотрудник корпорации Дженсон (Эйдан Гиллен) предусмотрительно поместил его в другой вагон.
Томас в унынии. Понимая, что после не слишком удачной вылазки разумнее всего залечь на дно, как советует старший товарищ Винс (Барри Пеппер), он в то же время осознает: невозможно отсиживаться, не сделав хотя бы еще одной попытки вызволить Минхо. Ночью он вместе с Ньютом и Фрипеном покидает временный лагерь и отправляется в Город. У друзей непростая задача: проникнуть за высокие охраняемые войсками стены, при этом избежать встречи с шизами (так называют инфицированных на последней стадии заболевания, когда они теряют человеческий облик и способны, подобно вампирам, растерзать любое живое существо). В самом Городе необходимо пробраться в офис ПОРОКа, где охрана вооружена до зубов, и незаметно вывести оттуда Минхо. Справятся? Нет? Они и сами не ведают, знают лишь, что нужно действовать.
Стоит отметить: работа сценаристов Джеймса Дэшнера, автора романов, по которым поставлены фильмы, и некоего Т.С.Наулина достойна восхищения. Эти двое лихо формируют набор испытаний для своих героев, часто заставляя зрителей замирать: «Все, кажется, это конец» - и тут же выдыхать: «Надо же, справились!» Не обошлось, конечно, без пары-тройки штампов, но их можно извинить за динамику повествования и отличную работу Дилана О’Брайена, создавшего образ юного супермена, который органичен и в смертельной схватке с врагом, и в рыданиях над телом погибшего друга.
Да, о клише: в ленте есть и такой весьма растиражированный ход, как «восстание из мертвых», примененный в отношении одного из персонажей первого фильма, и он приятно удивляет. Тем более что оживший (не иначе как вследствие пережитой клинической смерти) кардинально меняется в лучшую сторону.
Не лучший в жанре и не особо глубокий в силу формата фильм заставляет тем не менее задуматься о важном. Например, о священных узах товарищества. На протяжении всей картины соратники Томаса подчеркивают, что он до последнего борется за тех, кто близок ему. «Ты не можешь бросать людей, даже когда это необходимо», - почти упрекнет его однажды отчаянная Бренда (Роза Салазар). Томас в ответ лишь пожмет плечами: мол, а как же иначе? Впрочем, таким же качеством обладает и Ньют. Это удивительно, ибо исконно русское, российское «сам погибай, а товарища выручай» несвойственно в реальности прагматичному европейскому или американскому человеку. Их рациональный месседж примерно таков: «Подумай прежде всего о себе самом, только после этого ты сможешь по-настоящему помочь другим». Так что остается гадать: то ли это влияние сценаристов российского происхождения, коих сегодня немало обосновалось в Голливуде, то ли просто воплощение новой американской мечты, когда обычный с виду парнишка, без костюма с буквой «s» и без крыльев Бэтмена, совершает невероятные подвиги, жертвуя собой во имя других.
О любопытном: несколько кадров, предшествующих финалу, воспринимаются цитатой из кэмероновского «Титаника», и это порождает инсайт: даже в ситуациях, когда весь мир несется в огненную пропасть и, кажется, никому не дано спастись, социальное неравенство между людьми не стирается - пассажиры первого класса лучше обеспечены спасательными шлюпками, чем все остальные.
Да, а что в итоге? Незадолго до титров мы видим главного героя умиротворенным, набирающимся сил в безопасном месте. Все завершилось? Нет, взгляд Томаса, знающего теперь секрет лекарства, обещает: будет и «Бегущий в лабиринте-3». Не самое плохое решение, ведь в спасении мира нужно идти, точнее бежать, до конца.