Рособрнадзор не рекомендует специально готовить - натаскивать - обучающихся к выполнению ВПР и решать посредством ее административные или учебные задачи помимо диагностических, однако все знают, что предупрежден - значит вооружен, и начинают так или иначе готовиться к ее написанию. Но как готовиться?
И надо ли?
Пожалуй, каждый учитель, родитель и школьник ответит на этот вопрос утвердительно. Но перед ними тут же встанет следующий: где взять учебные материалы для подготовки? Прежде всего, необходимо найти актуальные образцы заданий, на основе которых можно приступить к тренировкам. Всем известно, что в Интернете размещено несколько официальных демоверсий ВПР прошлых лет, что открывает возможность заранее ознакомиться с характером предстоящей проверочной работы, ее структурой, критериями оценивания, однако не позволяет увидеть всю разнообразную палитру заданий, с которыми может столкнуться школьник. Отмечу, что особенно непросто эта задача решается в отношении предмета «Окружающий мир», вариативность заданий по которому очень высока не в пример русскому и математике.
Если вы тоже находитесь в поиске ответа на вопрос «как?», вам в помощь издательство «ЭКЗАМЕН» выпустило учебное пособие «Всероссийская проверочная работа. Окружающий мир: 4 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС», в котором авторы Елена Васильевна Волкова и Галина Ивановна Цитович представили самые разнообразные задания, но не только. Для самоконтроля учебное пособие снабжено блоком с ответами, причем сброшюрован блок таким образом, что при необходимости легко может изыматься, чтобы не искушать ребенка подсмотреть решение во время выполнения работы. Для родителей очень важно наличие в пособии подробных критериев оценивания, опираясь на которые они смогут методически правильно организовать и с пользой провести занятия со своим ребенком дома. Такая продуктивная домашняя работа в комплексе со школьными уроками обязательно поможет четверокласснику обрести уверенность, а это, в свою очередь, позволит сделать процесс написания ВПР максимально комфортным.
Задание 1, с которого начинается работа, на первый взгляд, очень простое, но, выполняя его, дети узнают много интересного об окружающих их вещах. Например, о том, что красивые расписные палехские шкатулки сделаны из папье-маше и что папье-маше - это материал, получаемый из смеси измельченной бумаги и картона с добавлением клея, крахмала, гипса. Сами обсуждаемые предметы сгруппированы по темам, что позволяет использовать это задание на уроках, где формируется представление детей о различных профессиях, говорится о разнообразии праздников, о величии спорта. Также стоит обратить внимание, что в задании упоминаются предметы, которые могут быть сделаны из разных материалов, например мерный кувшин, линейка или ваза. Такие задания развивают внимание, воображение и расширяют кругозор детей.
На пороге средней школы возрастает важность умения детей работать с различными видами визуальной графической информации: таблицами, схемами, знаками и символами. Сейчас знаково-символические средства используются во всем мире как международный язык, доступный практически каждому. Так, умение быстро и верно «прочитать» пиктограмму может помочь сориентироваться в незнакомом месте, избежать опасности, облегчить процесс приобретения новых знаний. Самые важные знаково-символические средства, с которыми мы знакомим детей с самого раннего возраста, - знаки дорожного движения и знаки, предупреждающие об опасности.
Пособие издательства «Экзамен», как и оригинальная ВПР, включает в себя задания, проверяющие умение использовать знаково-символические средства, таблицы и схемы для решения учебных и практических задач. Это задания 2 и 7, которые позволяют потренироваться в этом умении на примере метеотаблиц и графических изображений. Детям предлагаются для изучения разнообразные пиктограммы, которые могут им встретиться повсюду. Учитывая любовь детей к рисункам и к игре, такие занятия на умение читать символы, несомненно, пробудят в учащихся интерес к подобному способу представления информации, и, возможно, кто-то из них даже захочет посвятить этому свой исследовательский проект, например, создав свои пиктограммы для классной комнаты или школьного двора.
Пример такого задания:
Вообще взрослым свойственно с некоторой надменностью относиться к школьным задачкам, ведь очевидно, что с заданием для четвероклассника с легкостью справится каждый, например, если требуется обнаружить и подписать на картинке часть тела - кисть руки, шею и сердце (задание 5) или подобрать продолжение к началу фразы «Чтобы избежать желудочно-кишечной инфекции, надо…» (задание 4). Однако порой задания для выпускников начальной школы могут поставить в тупик даже многосторонне образованных родителей. Давно ли вы вспоминали, на каком континенте живут тапир, очковый медведь или ехидна; где растет вельвичия, шоколадное дерево или баобабы (задание 3); какой самый крупный водоем в вашем регионе (задание 10)? Совместное решение вариантов заданий из пособия позволит с толком и пользой провести время за продуктивным общением с ребенком, рассуждая, вспоминая и узнавая интересные факты, расширяя горизонты познания и одновременно готовясь к проверочной работе.
Наибольшее затруднение у детей при выполнении ВПР вызывает задание 6, где необходимо проанализировать проводимый опыт. Несложные логические заключения о взаимосвязи скорости проращивания зерен и температуры окружающей среды вызывают у детей трудность, ведь в жизни и даже на уроках окружающего мира они встречаются с опытами крайне редко. К тому же в задании требуется не четкое следование инструкции, а логичные рассуждения о необходимых замерах или требуемых изменениях в условиях проведения опыта для подтверждения или опровержения гипотезы. Так, школьникам предлагается проанализировать результаты опытов, проведенных с водой, растениями и почвой. Данное пособие содержит 25 вариантов подобных заданий, что позволит юному исследователю потренироваться в планировании практических работ и анализе получаемых данных.
Воспитывая и обучая школьников, мы растим новое поколение, которое будет формировать общество будущего. Чтобы стать полноправным его членом, нужно уметь уважать чужой труд. Особенно важно прививать уважение к труду у совсем юных граждан. Этому и посвящено задание 8. При его выполнении у детей есть возможность порассуждать о значении профессий, подумать о том, как один и тот же предмет может одновременно служить людям разных профессий. В задании детям на выбор предлагаются три схожих по какому-то признаку предмета. Это отличная возможность при индивидуальной работе в школе и дома расширить кругозор ребенка, рассказать ему об особенностях той или иной профессии и дать возможность порассуждать об использовании предметов не по их прямому назначению, но с не меньшей пользой. Это задание также может подсказать учителю хорошую тему классного часа, в котором он на основе данного задания продолжит тему, затронутую в известном стихотворении Сергея Михалкова «А что у вас?», добавив в обсуждение современные профессии и те, которые в наши дни потеряли свою актуальность.
В задании 9 дети узнают много интересных фактов, например, когда вышел первый номер русскоязычной газеты или почему Международный женский день отмечается именно 8 марта. Возможно, необычные факты из этого задания побудят любознательных школьников подробнее узнать об исторических событиях и истории разных праздников. Выполняя такие задания, можно не только созерцать, но и созидать, рассуждая о событиях давно минувших дней и их важности для истории нашей страны, и высказывать свое мнение. Вот один из примеров:
«Ежегодно 27 января в нашей стране отмечают один из Дней воинской славы - День снятия блокады Ленинграда. В этот день в 1944 году советские войска в ходе Великой Отечественной войны полностью сняли фашистскую блокаду города на Неве, которая длилась почти 900 дней. Подумай и напиши, в чем заключается важность этого события и почему оно памятно для нас до сих пор». Ограничение в 5 предложений на ответ вынуждает детей четко и кратко формулировать свою точку зрения, что тоже является одним из ключевых жизненных навыков.
Кроме того, у школьников, особенно младших, вызывает трудность выполнение заданий с открытым ответом. Используя понятную инструкцию и описание способа оценивания подобных заданий, взрослый может обратить внимание ребенка на характер и особенности ответов на такие вопросы.
Вопросы задания 10 побуждают детей вспомнить культурные и исторические памятники своего региона, рассказать о традициях и знаменитых уроженцах малой родины. Такие задания позволяют обратить внимание на красоту и на значимость регионов, где они живут; способствуют формированию патриотизма у молодого поколения. Любой вопрос данного задания может также послужить для учителей хорошей темой при планировании классных часов.
Учителя, вооружившись таким пособием, с легкостью организуют различные виды деятельности на уроке и во внеурочное время, смогут последовательно, вариант за вариантом, разобрать отдельный вид заданий, например, проведение опытов и наблюдений и фиксирование их результатов.
Все это в комплексе работает на результат и позволяет снизить тревожность у четвероклассников при выполнении ВПР.
Хочется отметить, что пособие создано так, чтобы ребенок мог работать с ним и без помощи взрослых: задания сформулированы понятным языком, снабжены иллюстрациями, дополнены интересными фактами, а от школьника требуется только ручка или карандаш. Ну а в случае затруднения он всегда может сделать пометку на полях и вернуться к трудному заданию тогда, когда рядом будет взрослый.
Конечно, любой экзамен - это стресс, однако при условии качественной подготовки к нему фактор страха и волнения может быть значительно снижен, и тогда любая проверочная работа станет по плечу.
Таким образом, данное пособие может стать мощным подспорьем, облегчающим работу по подготовке к Всероссийским проверочным работам по окружающему миру в 4 классе как учителям, хорошо знакомым с форматом заданий и критериями оценивания работ, так и самим обучающимся и их родителям. Ключевым достоинством данного пособия является его самодостаточность, ведь для подготовки не нужно ничего, кроме самого пособия: 25 вариантов каждого задания, ответы к ним и критерии оценивания уже заботливо размещены для пользователей коллективом авторов.
Мы готовимся к Всероссийским проверочным работам с пособиями издательства «Экзамен», а вы?

​Алексей РУБИН, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ОЧУ «Газпром школа», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015