Постоянное самообразование помогает жить с интересом и реализовывать знания в своей повседневной педагогической практике с позитивным отношением к миру, воодушевлять детей быть любознательными и активными. Изучая технологию организации КТД, я имела возможность вместе с детьми быть постоянным участником этого замечательного жизненного процесса сотрудничества, творчества и радости.
Основная идея воспитательной работы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие, то есть на личностные результаты школьника, а далее на развитие предметных и метапредметных УУД. И чем богаче, целе­устремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.
Доктор педагогических наук Игорь Петрович Иванов, основатель методики КТД, писал, что «коллективная творческая деятельность - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. Коллективная творческая деятельность - это эффективная технология воспитания, обучения и развития учащихся, основанная на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Это единство практической, организаторской и воспитательной работы».
Цель своего самообразования я достигала с помощью последовательного решения четырех задач. Изучая технологию КТД, узнавая способы создания условий для развития творческой активности детей, применяла полученные знания для самореализации каждого ребенка, что способствовало формированию дружного детского коллектива посредством коллективной творческой деятельности и проявлению постоянной заботы во взаимоотношениях между детьми и взрослыми.
В 2013 году в первый класс школы-интерната пришли 12 учеников - 7 мальчиков и 5 девочек. Разница в возрасте между самым младшим и старшим воспитанником была 4 года. Исходя из этой ситуации, я приняла решение объединить детей общей целью и деятельностью, где каждый проявит свою индивидуальность, а вместе они соединятся в один дружный коллектив. Основой моей педагогической деятельности всегда были духовно-нравственное воспитание и системно-деятельностный подход, а технология КТД созвучна ему, основана на тех же этапах. А результат КТД был мотивом и ценностью нашей деятельности.
Чтобы сформировать дружный детский коллектив посредством коллективной творческой деятельности, необходимо было соблюдать четыре признака коллектива:
    наличие социально значимой
    цели;
    деятельность;
    органы самоуправления;
    коллективистские
    отношения.
Цель КТД - социально активная творческая личность (Игорь Петрович Иванов). Реализовывала эту цель цепочкой взаимосвязи «ощущение прекрасного - чувствование прекрасного - осознание» (Константин Дмитриевич Ушинский). Воспитательный процесс вела не столько на принципе коллективизма, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.
Технология КТД - это:
    полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников;
    общая забота об улучшении окружающей жизни.
Таким образом, за основу отношений были взяты заботливость и партнерство («Педагогика общей заботы» И.П.Иванова). По ходу жизнедеятельности реализация технологии КТД всегда имела свой алгоритм:
1. Формирование образа «желаемого результата».
2. Соотнесение его с реальной ситуацией.
3. Определение способов достижения этого образа.
4. Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.
5. Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.
6. Внесение необходимых корректив.
Все 4 года реализации темы самообразования были отражены в проекте «Солнечные фантазеры» и в портфолио коллективных творческих дел детей (рисунки, плакаты, коллажи, авторские книги, сказки, видеозаписи танцев, театрализованных постановок).
Замысел и содержание моего самообразования, продуктивная положительная результативность реализации технологии КТД позволили стать автором-организатором мастер-класса «Технология коллективной творческой деятельности как инструмент достижения УУД в условиях ФГОС» (ссылка http://2‑seminar-2015.blogspot.ru/p/3.html).
Итогом самообразования стал мастер-класс «Я+ТЫ=МЫ», проведенный с педагогами с целью демонстрации опыта владения технологией КТД. Он решал несколько задач:
- разработать план проведения предметной недели в школе-интернате для 1‑4‑х классов;
- практически участвовать педагогам во всех этапах коллективного творческого дела;
- создать альбом «С детства дружбой дорожить».
Согласно этапам технологии КТД было организовано:
1. Целеполагание.
Предварительная работа коллектива по определению цели и задач предметной недели.
2. Планирование.
Принятие коллективного решения о плане проведения предметной недели.
- 1‑й день - открытие предметной недели. День мультфильмов о дружбе;
- 2‑й день - день пословиц и поговорок о дружбе;
- 3‑й день - день сказок о дружбе;
- 4‑й день - акция добрых дел «Мы вместе»;
- 5‑й день - закрытие предметной недели «Пирог дружбы».
3. Подготовка к проведению предметной недели.
Уточнение и воплощение общего замысла в командах. Оформление страницы альбома инфографикой-планом конкретного дня предметной недели.
4. Проведение предметной недели.
Презентация представителем команды инфографики-плана дня предметной недели.
5. Анализ проведения предметной недели и мастер-класса.
Предварительные выводы о проведении предметной недели и ближайшего последействия КТД, рефлексия участия в мастер-классе.
Разработка предметной недели прошла активно, погрузив педагогов в состояние играющих взрослых. Во взаимодействии происходило раскрытие новых идей для каждого дня предметной недели, творческих возможностей при оформлении своей страницы альбома инфографикой планируемых мероприятий. Презентация страниц альбома проходила с эмоциональной яркостью, радостным воодушевлением и сердечной поддержкой друг друга. Коллективное оформление последней страницы альбома именными сердечками завершило коллективное творческое дело объединяющим взаимодействием и чувством удовольствия от позитивного результата.
Так в ходе мастер-класса были достигнуты его задачи, получен опыт коллективного творческого дела с экономией драгоценного времени и прожито состояние творческого единства, которое дало заряд бодрости для новых идей и проектов.
Только ВМЕСТЕ и в радости!

NB! Казанская школа-интернат - лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016.

​Наталья АСТАШОВА, воспитатель Казанской школы-интерната, Ростовская область