​Егор КАРГИН, семиклассник, Нижний Новгород:
Учителя вымещают свою злость на нас


По-моему, в агрессии подростков виноваты взрослые. Сужу по себе. Нечасто, но и на меня нападает такое состояние. Бывают моменты, когда я становлюсь злым, агрессивным, хотя в детстве был мягким, как девочка. Не поверите, но до 5-го класса спал с любимыми мягкими игрушками, у меня они до сих пор есть. Но характер мой меняется, и сильно. У нас в школе серьезные требования, много задают, а меня учеба не очень увлекает, что-то я делаю второпях, не слишком аккуратно. Мама приходит вечером, проверит или в электронный дневник заглянет и начинает на меня кричать, ругаться. Бывает, что и матом в сердцах выскажется, хотя потом извиняется за несдержанность. Я ее понимаю, она много работает, чтобы обеспечить мне достойную жизнь, и очень устает. И вот мы с ней, оба усталые, вместо того чтобы спокойно поговорить о чем-то хорошем, обменяться новостями и впечатлениями, ругаемся до десяти вечера, а потом  в совершенно ужасном состоянии  я сажусь и до часу ночи переделываю то, что маме не понравилось. Ложусь поздно, не высыпаюсь. Утром еле встаю, а мама, помня вечернюю ссору, продолжает меня ругать и стыдить, припоминает мне все мои грехи. Выхожу в школу в тяжелом состоянии, ничего не хочу - ни учиться, ни видеть никого. Хорошо, если в школе удается отвлечься от грустных мыслей. Бывает, развеселят друзья (у меня есть два хороших друга, с остальными сложные отношения или никакие), но если приятелей в этот день нет в школе, то так и прохожу все уроки хмурым. Учителя тоже иногда приходят в класс в таком плохом состоянии, что готовы лепить двойки направо и налево. Наверное, у них тоже дома не все хорошо, но они вымещают свою злость на нас. А ведь дома многих за плохие отметки ждет такая же ругань, как и меня. Нет, не всех, конечно, так ругают, есть родители хорошие, понимающие. У моих друзей, например, все по-другому, я вижу, сравниваю. Мне обидно, что моя мама так не может - по-доброму, спокойно. Для нее отметка - это всё. Причем у меня и пятерки бывают, я не двоечник и даже не троечник. Но не все мне легко дается и, главное, не все интересно, чему в школе учат.
С папой у меня отношения гораздо лучше. Он меня не ругает, но мы живем отдельно, видимся по выходным и то не всякую неделю. Мама говорит, что он мягкий, оттого что ему все равно, как я учусь и что со мной будет в будущем.
Еще я знаю, говорят, что детей делают жестокими жестокие фильмы. Но это не так. Я точно знаю, что больше всего влияют на человека обстановка дома, отношение к нему самых близких людей.

Валентин ПОТАПЕНКОВ, девятиклассник, Санкт-Петербург:
Замкнутый круг

Мне кажется, это замкнутый круг. Взрослые дают уроки жестокости детям, и  дети бывают жестокими по отношению  друг к другу, а потом вырастают и становятся жестокими родителями и т. д. Может, жестокость - это естественное состояние человека? Я же ловлю себя иногда на мысли, что с удовольствием врезал бы кое-кому из одноклассников по фейсу. Молчу уже про учителей. Нет, я понимаю, они все уважаемые люди, но ведь бывает так, что никак не найти общий язык с учителем. Она ставит плохие оценки, иногда за дело, а иногда и нет,  кричит на уроке, объясняет так, что ничего не поймешь. Все это копится, копится, а потом вдруг как выльется. У меня такое было с учительницей химии. Уже с первых уроков понял, что ничего хорошего на них мне не светит, хотя химию мне хотелось бы изучать  глубже.
Конечно, может, человек уже с детства является жестоким сам по себе, но все равно, если бы взрослые поменьше подавали примеров к проявлению агрессии, наверное, мы бы им не подражали.

Татьяна ПОЛЬШИНА, выпускница екатеринбургской гимназии №116:
Все думают только об экзаменах


Тему агрессии в школе я не понимаю. О чем вы спрашиваете? В старших классах вообще все заняты собой, думают только о поступлении и подготовке к экзаменам, ну, некоторые о любви. Общаются группами по интересам и симпатиям, до других компаний дела нет. Каждый живет как хочет, и никого это не беспокоит. Правда, у нас гимназия особая, мы еще в то время пришли в школу, когда набор шел не жестко по прописке, как сейчас, а можно было выбирать. В нашу гимназию поступали. Вот и получился у нас отборный коллектив. Ребята все отличные, даже не представляю, чтобы кто-то стал «наезжать» на другого просто так, да и по причине тоже. Ну, может, в классе пятом и были насмешки, но до серьезных проявлений дело никогда не доходило. Изгоев не было, каждый подыскивал себе друзей, а если ты не один, то тебя никто обижать не станет.

Иван АНФИЛОВ, восьмиклассник, Владимирская область:
У всех по-разному


Мне кажется, взрослых нельзя винить. Сам человек должен отвечать за себя, за свои поступки. Человека делают агрессивным среда, его привычное окружение, чаще всего сверстники. Жестокие сверстники могут довести человека до бешенства, я видел такое. И в лагере видел, и во дворе. В нашем классе такого нет, потому что учителя не допускают травли, но вне школы видел. Это вообще-то редкость. Думаю, что и я бы не выдержал, если бы меня начали доводить. Если безобидную собаку все время тыкать палкой, то она озвереет и станет кусаться. У нас сосед купил щенка и специально его злил, чтобы его дом охранял. Мы видели из-за забора, и это было как самый страшный фильм. Мне кажется, я это на всю жизнь запомню. Мне было ночью плохо, я чуть не заболел. После этого не могу смотреть фильмы, в которых сильный издевается над слабым, сразу же ухожу или выключаю. А многие мои друзья любят жестокие фильмы, хотя сами добрые. У всех, видимо, все по-разному.

Даниил КИКО, одиннадцатиклассник, г. Гай, Оренбургская область:
Что внутри «терпилы»?


 Я считаю, что взрослые в любом случае влияют на ребенка, на его психику. Они формируют его как личность, воспитывают. Если детям не уделяется достаточно внимания, это обязательно скажется в дальнейшем. Когда человека не воспитывают, то он сам начинает решать, что хорошо, а что плохо. И вряд ли это всегда будет совпадать с действительностью. Если ребенок постоянно видит сцены насилия, жестокости и т. п., нетрудно догадаться, что может произойти дальше. Но еще страшнее отсутствия воспитания так называемое жесткое воспитание, включающее в себя рукоприкладство. Казалось бы, кто сейчас захочет быть избитым ремнем, когда дети начальной школы уже знают о своих правах благодаря Интернету. Но некоторых так запугивают, что они терпят побои и молчат, потому что боятся еще большего насилия. Но что внутри такого «терпилы»? Каким он вырастет?
На мой взгляд, агрессивное поведение детей может быть связано либо со взрослыми, либо со сверстниками. И если взрослые - это родители, то, значит, скорее всего, и у родителей подобные склонности к агрессии.

Елена Б., девятиклассница, Екатеринбург:
Остались в памяти Трусы


Когда мы учились в шестом классе, к нам пришел новый мальчик. Он перевелся в школу, когда родители переехали из маленького областного городка в Екатеринбург. Учился не очень хорошо, хотя прежде, говорят, был чуть ли не отличником. Стеснялся поднимать руку на уроке, а когда его вызывали к доске, краснел и молчал. Мы стали над этим смеяться. «Кто же боится учителей, это они нас должны бояться», - ерничали мальчишки. Прозвали его Молчуном, почему-то его это обижало, а потом и вовсе стали дразнить Труся и Трусы. Когда он выходил к доске, класс начинал мычать, а он продолжал молчать, было ужасно смешно. А учительница сделать ничего не могла, рты же у нас закрыты! На переменах его не замечали, он ни с кем не разговаривал и после уроков. Проучился у нас полгода и перешел в другую школу. Я даже не помню, как его звали на самом деле, остались в памяти эти Трусы.
Совсем про случай этот забыла. А сейчас вспомнила. Стыдно как-то стало. Но, с другой стороны, неужели он не мог постоять за себя, ответить? Таких не уважают.

Константин Л., 17 лет, Омск:
Родители считали его рохлей


Знаете, я смотрю на своих одноклассников и друзей. У Арины  мама вышла замуж, давно еще, уехала жить к мужу, а дочке вроде как тут удобнее учиться. Арина ненавидит всех, у кого есть мать. У нее компания, в которой она  чувствует себя любимой, кроме нее, там только парни.  Вместе пьют, курят, шляются. Недавно рассказывала, как издевались над бомжом: дали чай, будто добрые, согреться человеку, но подсыпали туда слабительного. И ржали.  Я не могу  презирать Арину, я презираю ее мать. У Степана мама тоже вышла замуж, оставила его с отцом и мачехой. Папе некогда заниматься Степкой, но он хоть его любит, поэтому Степан  вполне вменяемый.
Ему на самом деле  еще повезло, потому что отцов нет у большинства. У Марины - большой начальник, встречается с ней раз в год, хотя живет в нашем городе. Марина говорит, что обиделся на маму - она долго судилась с ним за алименты. У Серого отец вообще неизвестно где. Он за 17 лет его два раза видел - в глубоком детстве и недавно, приходил просить денег у него.
Хотя даже когда они, родители,  есть, это не значит, что они любят тебя. Мой друг спрыгнул с 9-го этажа, после того как совершил преступление - избил соседа, не сдержал себя. Родители так и не поняли, почему он избил соседа, они считали его рохлей. Не поняли, почему он прыгнул, решили, что нечаянно оступился, когда мыл окна. Ага, в апреле, на морозе.

Арина П., 17 лет, Томск:
А психологу некогда


Когда у тебя возникают проблемы, ты можешь пойти только к друзьям. Они поймут, хотя вряд ли что-то объяснят. Школьные психологи? Да не смешите меня. Старые толстые тетки, которые отрабатывают свои часы. Бывшие учительницы, такие же морализаторы и праведники, даже не пытаются понять другую точку зрения. Однажды я - нашло что-то - написала в соцсети пост, что не нужна родителям, они не хотят меня понимать, готова к суициду. Нормальная семья у нас, вроде любят, но у меня два старших брата, а родителям хочется, чтобы я была девочкой-девочкой. Принцессой в рюшечках. А мне ближе джинсы и рубахи. И красиво, и удобно. Не пью, не курю, учусь, знаю, куда буду поступать. Взрослый человек, все уже решивший для себя, которому бантики на голову привязывают. Ну написала - и что? Увидели родители, учителя, психологи? Да ни разу, нужно им это. Увидели друзья, поговорили, стало легче. Пошла к школьному психологу. А ей некогда! У нее сегодня уроки, завтра мероприятие: приходите на следующей неделе. К платному идти денег нет. Через неделю меня поймала и говорит: «Ну родители хотят как лучше, надень юбочку!» И все. И учителям, и психологам, и родителям все равно, что у детей внутри. Главное, чтобы приличия соблюдали. Понятно, что вот это все и выплескивается как может - у кого-то агрессия против других, у кого-то - против себя.

Сергей М., 16 лет, Омск:
Откуда возьмется доброта?


В соседней школе, как рассказывали ребята, года три  был дворник-педофил. Приставал, шутил, хватал. Не знаю, как раньше, а про последний случай написали в газетах - его осудили за развращение 12-летней девочки. Тогда выяснилось, что девочка жаловалась завучу, та проверила видеокамеру, доказательств не увидела, обвинила ее в том, что врет. Директор вообще ничего не сделала, как писали и как говорили.
Хотя ведь наверняка учителя знали об этом и раньше,  если уж до соседней школы дошло. Тем более когда им сообщили. Но они думали о себе, как бы чего не вышло. Что теперь будет с этой девочкой? Станет бояться всех или всем мстить? Почему-то мне не кажется, что она останется доброй ко всем на свете. Когда взрослые обвиняют в жестокости детей, им было бы неплохо подумать о том, что они делают для нас. Как защищают? Нам говорят, что нужно уважать взрослых, и мы верим. Только время страшное - много всяких отклонений повыскакивало. А взрослые все талдычат: уважайте нас, уважайте. Нас не слышат, им на нас плевать. Откуда в нас возьмется доброта?

Кристина Д., 15 лет, Новосибирск:
Надоело двуличие


У меня сестренка ходит в детский сад. Там какая-то новая система: у мальчиков и девочек разные игрушки, у девочек - куклы, у мальчиков - танки и автоматы. Я думаю, хорошо, что у меня сестренка. Когда у меня будут дети, я их в такой детский сад не отдам. Не понимаю, почему взрослые все время хотят воевать? Неужели нельзя решить все проблемы миром? Тем более что нас учат именно этому. Надоело это двуличие, честное слово. Не понимаю, почему отказываются от детей, не понимаю, почему  животных выкидывают на улицу! Я недавно нашла котят в коробке из-под дорогой посуды, ведь точно выбросили из богатого дома. И вряд ли это сделали дети. Взрослым неудобно, они и делают это для себя.
А в школе нас просто не уважают. Мы по определению идиоты. Моя подруга ушла в колледж, их там на «вы» называют. А если на «ты», значит, доверяют. У нас ты заранее придурок, а уж если на «вы» назвали, значит, точно к директору потащат. Нет, у нас не спецшкола, а вполне себе престижная гимназия. И все учителя безостановочно гундят: мы делаем все не так, все не то, молодежь плохая. На себя посмотрите! Если мы остаемся добрыми, если не звереем, то больше вопреки взрослым, чем благодаря им.

Максим СИЗОВ, восьмиклассник, Великий Новгород:
Классные заняты сбором денег


Я думаю, все зависит от классных руководителей. Сейчас классные не ходят по домам учеников, а раньше ходили, мне моя мама говорила. Классные заняты только сбором денег на походы в театры, музеи и все время пишут отчеты для своего руководства. Учителя поэтому сами злые, напряженные. Они не ведут моральных воспитательных бесед. Им ведь за это не платят!

Арина СЕМЕНОВА, одиннадцатиклассница, Новгородская область:
Негласный контроль


Я живу в небольшом селе, и у нас нет насилия в школе. Я даже представить себе не могу такую ситуацию. Мне кажется, на селе, в деревне есть негласный контроль взрослых над детьми и еще контроль взрослых над односельчанами. Все думают о своей репутации. Все всё обо всех знают. А в городе легко затеряться. Там никто никого не знает, даже соседи по дому. Это большая проблема.

Николай СИДОРЕНКО, одиннадцатиклассник, Санкт-Петербург:
Рад, что объявлен Год добровольца


 Когда произошли трагические случаи с нападением школьников на учеников и учителей, мы в семье поговорили на эту тему. К примеру, мой папа считает, что поведение детей в какой-то мере отражает  состояние общества. На его взгляд, оно находится в неврозе. В новостях постоянно муссируются темы преступлений, все сериалы детективного содержания, ролики, содержащие насилие,  в Интернете пользуются большей популярностью, чем те, где речь идет о каких-то веселых или занимательных событиях, все чаще стала возникать тема третьей мировой войны  и т. д. Взрослые издерганы и готовы кинуться друг на друга при любом, даже незначительном, конфликте. Мама тоже согласна с отцом. У меня, конечно, нет того жизненного опыта, что есть у них, но в целом я поддерживаю мнение родителей. Даже у нас в школе бывают ситуации, когда ребята сцепляются друг с другом, и нередко кто-то не помогает решить проблему, а, наоборот, снимает все на видео и потом за это получает по голове. Поэтому я рад, что этот год объявлен Годом добровольца. Нужно только, чтобы нас вовлекали в этот процесс не вопреки нашему желанию, а делая так, чтобы мы сами хотели помочь.

Алина СКОБЕЛЕВА, десятиклассница, Нижегородская область:
Живем, как у спящего вулкана


У нас в классе есть два мальчика, склонных к жестокости и агрессии. Они не всегда ее проявляют, но время от времени становятся просто невозможно злыми. На них находит. Причем они вспыхивают по пустякам. Случайно тронь или задень нечаянно на перемене - и сразу же получишь матерную очередь или толчок. Я, например, не хотела бы сидеть рядом с ними за партой. Я не знаю, что именно их сделало такими. Они с первого класса были «боевыми», чуть что - и в драку. Многие мальчишки из-за них плакали. Сейчас немного все изменилось, но их агрессия стала выражаться в словах, во взгляде, она словно бы ушла вглубь. И я не уверена, что это хорошо. Лучше бы на поверхности. А то живешь и не знаешь, что от них ждать, все равно что жить у спящего вулкана. Их семьи я не знаю, не знаю, как их воспитывали. Но моя мама, она учитель в нашей школе, как-то проговорилась, что тут виноваты гены.
Но эти двое, так сказать, особый случай. Если же говорить о тех молодых людях, которые были нормальными, но вдруг, внезапно для всех, становятся агрессивными и опасными для окружающих, то это, наверное, относится к своего рода помешательству. Это, наверное, результат их особого душевного склада, большой впечатлительности и восприимчивости. Их внезапные вспышки провоцируют внешние факторы. И вся окружающая среда - недружелюбная, мрачная, агрессивная -  способна так подействовать на юную душу, что даже самый спокойный и безобидный не выдержит и взорвется. Почему этого стало больше? Потому что мы все (и в школе, и дома, и в Интернете, и по телевизору) мало говорим о добром, светлом, жизнеутверждающем. Вокруг все плохо, по телевизору все время слышно, что кругом враги, в школе от нас все время чего-то требуют. Я знаю, что и от учителей тоже требуют, и причем невыполнимого (слышу все время от мамы), от директоров тоже  постоянно что-то требуют. Эти невыполнимые требования заставляют человека жить в постоянных тревоге и тоске. Мне кажется, это питательная почва для агрессии.