Не хочу обижать всех учителей страны, тем более что и сам имею более 30 лет педагогического стажа, но вот с Деточкиным вынужден согласиться. Хочу сразу оговориться: речь пойдет не о краже мела или булочек из школьного буфета, совсем нет. Речь пойдет о краже интеллектуальной собственности. А этой самой собственности, думаю, у большинства педагогов огромное количество - разработки уроков, сценарии классных часов и внеклассных мероприятий, статьи, лирика, проза... Кто-то пишет только для себя, а кто-то публикуется в различных педагогических изданиях или принимает участие в конкурсах методических разработок.
При современной системе оплаты труда учителям необходимо подтверждать свое право на прибавку к зарплате через участие в различных испытаниях и публикацию своих разработок. И, согласитесь, когда твой опыт востребован, когда он опубликован в серьезном педагогическом журнале, когда его используют коллеги из других регионов, это приносит и моральное удовлетворение. Но эта деятельность весьма и весьма трудо- и времязатратна. Прийти домой после занятий, подготовиться к грядущим урокам, а потом еще сесть и заняться сочинительством готовы не все. А вот составлять информационную карту о своей деятельности, в которой будут отражены заслуги, дающие право на прибавку к зарплате стимулирующего характера, приходится почти каждому. Да и аттестацию пока никто не отменил. И там надо представить все свои достижения. Вот и появляется соблазн пойти по легкому пути - присвоить себе чужой труд в виде сценария или разработки урока. На бескрайних просторах Интернета сейчас можно найти все что угодно. А размещение методических материалов на всевозможных педагогических порталах проходит нередко без проверки на антиплагиат. Вот этот самый плагиат живет и процветает.
Хочу сразу остановиться на юридической стороне этого вопроса: в юриспруденции под плагиатом понимаются умышленные действия по незаконному присвоению авторства на чужое произведение литературы, искусства или науки, влекущие за собой гражданскую и даже уголовную ответственность.
Чаще всего плагиат находит свое выражение в присвоении авторства на чужие результаты интеллектуального труда путем публикации их под своим именем. Плагиат возможен и в частичном использовании чужого произведения или цитировании без ссылки на источник.
Не знаю, когда у учительства стали исчезать нормы морали и права, но, к сожалению, происходит это все чаще и чаще. Причем подвержены этой проблеме все поколения учителей. Впрочем, не только. Как оказалось, подвержены этому и библиотекари, и профсоюзные лидеры, и почетные работники образования.
Причин, конечно, у этого много. Можно долго говорить о загруженности, о небольшой заработной плате, о желании хоть как-то улучшить свое материальное положение. Со своей стороны могу сказать одно: никому не пожелаю войти в квартиру, в которой побывали воры, но, поверьте, ощущения от того, что твой труд украли, тоже не самые лучшие. А ведь плагиат, по сути, - это та же самая кража.
Вот только вдвойне обидно оттого, что часто люди, которые эту кражу совершили, не видят за собой особой вины. Чтобы не быть голословным, я просто обязан это доказать, чтобы не возникло сомнений у коллег, будто я пытаюсь возвести на них напраслину.
Первое мое знакомство с данной проблемой случилось несколько лет назад. Получив авторский экземпляр журнала с моей разработкой, я увидел, что их там, оказывается, не одна, а две. Вот только вторая - под чужим именем. Педагог из Краснодарского края даже не изменил название экологической игры, которую я уже опубликовал на страницах другого издания. Причем педагог от журнала еще и гонорар получил. Поставив в известность редакцию, я обратился в Краснодарский департамент образования с письмом. Но в ответ получил обвинения в том, будто это я сам, оказывается, украл материал у их замечательного педагога, имеющего высшую квалификационную категорию. И что публикация была оформлена по всем правилам, причем именно в том самом журнале, о котором я говорю. Когда же я отправил им копию издания, вышедшего тремя годами раньше, где есть та самая статья под моей фамилией, ответить мне никто так и не удосужился.
Через год я получил газету, в которой были опубликованы разработки по правилам дорожного движения. И увидел в ней свои стихи, которые почему-то оказались подписаны чужой фамилией, теперь уже из Татарстана. Сообщил об этом в школу, где трудился «автор», благо в сети Интернет сейчас можно найти любой адрес, и получил извинения. Ну хоть что-то…
После этого я пришел к выводу: нервы дороже, а потому, наверное, придется закрывать глаза на единичные случаи. «Если кто-то кое-где у нас порой…» Но, как показала практика, случаи перестали быть единичными, а проблема приобрела массовый масштаб.
Будучи членом жюри одного регионального конкурса, я должен был проверить системой «Антиплагиат» сочинения школьников. Как оказалось, дети все писали сами. Но вот что-то подтолкнуло меня взять и проверить на плагиат одну из своих сказок по правилам дорожного движения. Ведь знал, что писал ее сам и что она даже вышла в Киргизии отдельной книжкой. И вот тут стало то ли смешно, то ли грустно. Авторов у нее помимо меня оказалось еще трое. Проживали они, да и сейчас проживают, в Ненецком округе, Алтайском крае и в Ростове-на-Дону. Согласитесь, что выражение «с ума поодиночке сходят, это только гриппом все вместе болеют» абсолютно верно. Не думаю, что одна и та же сказка родилась одновременно в головах у нас четверых, тем более что есть у меня привычка не публиковать свои разработки в Интернете, пока их не опубликуют в печатном издании. А данная сказка была опубликована еще и в журнале, и подтвердить свое авторство мне не составляло труда.
Одним словом, не выдержал и начал с уведомления порталов, на которых была размещена сказка. Справедливости ради надо сказать: все администраторы этих ресурсов, как только я им показал сканы страниц журнала с моим авторством, сразу удалили сказку. Сложнее оказалось с педагогами. Во все школы, где они работают, я направил сообщение о сложившейся ситуации. Где-то среагировали сразу, где-то - через неделю. Не буду приводить письма, в которых учителя писали мне о том, что не углублялись в суть и не понимали, что это воровство, поэтому на первый раз я должен их понять и простить. Поразил звонок одной из «авторов». Она усердно пыталась доказать, что таким образом учителя работают на положительный имидж своей школы, и, дескать, я вообще не представляю, какими темпами все они сейчас трудятся в системе образования, не успевая заниматься творчеством. Мол, я, как далекий от школы человек, вообще мало что в этом смыслю, поэтому и не должен предъявлять к ним претензии, а сказка у меня замечательная, они ее уже трижды инсценировали. Правда, узнав о том, что я имею большой педагогический стаж и продолжаю вести уроки, педагог сначала была крайне удивлена, а потом вновь стала мне объяснять сложность ее труда.
Я не пошел в суд, хотя первоначально имел большое желание так поступить. Не сделал это то ли из жалости к коллегам, то ли от нежелания терять свое время. Но я так и не смог понять, когда учителя перестали понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, что брать чужое нельзя, а плагиат и кража - это одно и то же?
Обсудил эту проблему при встрече с доктором педагогических наук, профессором Ириной Игоревной Фришман. И она подтвердила мои опасения, сказав, что и сама регулярно сталкивается с этой проблемой. Даже посмеялась, сказав, что порой бывает так: только садишься за компьютер, чтобы идею записать, а ее уже украли. Это, конечно, шутка, но факт остается фактом - реформы в образовании привели в том числе и к таким плачевным результатам.
Наверное, можно много говорить о причинах, о низкой оплате труда, непродуманной системе аттестации. Вот только может ли это все оправдать нарушение закона педагогами?

Юридическая консультация

Гражданский кодекс РФ. Статья 1301. «Ответственность
за нарушение исключительного права на произведение»
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч рублей* до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

*В некоторых случаях размер компенсации может быть установлен ниже минимального предела.

Уголовный кодекс РФ. Статья 146. «Нарушение авторских и смежных прав»

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

​Олег КАМАКИН, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра детского творчества, Ноябрьск, ЯНАО