Кирилл Я., учитель истории и обществознания, Воронеж:
- Это происходит везде и у всех! И никого этим не удивишь. Хороший тон - это когда ты соединяешь в своей работе три-четыре источника и записываешь все заново, своими словами. Это, можно сказать, уже новая, твоя собственная работа. Я, между прочим, когда все это приводил к единому знаменателю, тоже вложил свой труд. Поэтому считаю, что как раз в такой работе нет ничего постыдного. Надо быть гением, чтобы каждый урок придумывать самому. А гениев мало. Другое дело - когда берут чужое, переписывают от корки до корки, даже не утруждая себя анализом, сравнением, выборкой, это плохо, это и есть плагиат.

Наталья К., учитель русского языка и литературы, Новгородская область:
- Частично использовала, и мои коллеги тоже. И не считаем себя виноватыми. Если говорить о методических разработках, то цель урока или мероприятия в том, чтобы как можно лучше донести свою идею до учеников. Если кто-то уже придумал яркий эпизод, почему бы его не вставить в свой сценарий или план урока? Нельзя равнять методические разработки с, например, литературными художественными текстами в плане плагиата. Ну а аттестация… Это вообще лишнее и обидное мероприятие. Если в моей профессиональной компетенции сомневаются, заставляя проходить аттестацию, отнимают мое время, то я вправе ответить отпиской, то есть и применением плагиата в том числе.

Светлана Д., учитель английского языка, Петрозаводск:
- Я только в одной школе работала, поэтому не знаю, как у других. У нас сами все писали и друг другу давали читать. Если это собственная публикация, то она мало баллов дает для аттестации, какой смысл списывать ее у кого-то? Можно не делать вовсе.

Ольга С., учитель географии
и биологии, Нижний Новгород:
- Само собой, мы пользуемся чужими разработками. Лично я не вижу в этом никакого греха. Главное - не превышать допустимых приличий, давать ссылки и не присваивать себе чужое авторство. Есть педагоги, которым больше нравится создавать программы, писать методические пособия, а преподавать не очень нравится. У меня есть одна такая знакомая. Ей интереснее учебники писать, а дети ее не сильно интересуют. На мой взгляд, это совершенно разные вещи, и нельзя от одного и того же человека требовать, чтобы он одинаково хорошо справлялся и с тем и с другим.

Марина В., мама школьника, Москва:
- Не могу говорить об учителях или ученом сообществе, но в студенческой среде, по крайней мере, в то время, когда я училась в университете, заимствование чужих трудов было обычным делом при подготовке курсовых, рефератов и даже дипломных работ. Более того, друзья и знакомые со старших курсов или уже окончившие вуз сами передавали их нам «по наследству» в порядке товарищеской помощи. Любопытно, что некоторые педагоги возвращали такие работы, а были и те, кто не замечал их вечный круговорот.