Я московский классный руководитель. Что мне это дает? Широчайшие возможности для работы. Москва сейчас создает для своих школьников целый микрокосмос, особый мир, где любой ребенок может выбрать свой индивидуальный путь в зависимости от своих интересов, особенностей характера, возможностей здоровья. Но как не заблудиться в этом океане? И тут мы становимся лоцманами для детей и родителей, ненавязчивыми советами помогая им построить траекторию движения.
Работа в московской школе - это еще и высочайшие требования к педагогам. Мобильность, динамичность, открытость всему новому, способность выдерживать огромные нагрузки, как физические, так и психологические. Чтобы воспитать людей будущего, мы сами должны все время быть на несколько шагов впереди.
Я работаю в начальной школе. Младшие школьники - особая возрастная категория. Уже не малыши, но еще и не взрослые. Мой нынешний класс - четвертый в моей педагогической жизни. Говорят, что класс - это лицо классного руководителя. Но при этом каждый класс имеет свое собственное «лицо». Удивительно, как в одном коллективе подбираются дети, которых объединяет что-то... поначалу неуловимое. И ты стараешься это «что-то» распознать, нащупать, угадать. Пробуешь то одно, то другое. Чем старше становишься, тем шире арсенал педагогических «инструментов». И чем более разносторонен сам педагог, его возможности и интересы, тем выше шанс быстро найти ту объединяющую идею.
Интересную закономерность обнаружила: первые два года я увлекаю детей идеями, а следующие два - они увлекают меня. И ведь никогда не угадаешь заранее, чем именно.
У меня были классы «туристов», «артистов», «исследователей». Мы ходили в походы, занимались вместе скалолазанием, катались на коньках и лыжах, ставили мюзиклы и анимационные программы, проводили увлекательные изыскания, создавали грандиозные проекты. Мой нынешний класс обнаружил музыкальные склонности. И я внезапно поняла, насколько интересно мне работать с детским хором. Перемены превратились в общие спевки, а родителям вскоре пришлось придумывать единый стиль для наших хористов, поскольку класс решил готовиться к хоровым конкурсам. Увлеченность и энтузиазм детей были вознаграждены - в первый же год мы стали призерами межрайонного этапа городского конкурса «Фейерверк созвучий» и дипломантами международного фестиваля «Звучит Москва».
Самая главная задача в работе современного классного руководителя, на мой взгляд, - это выстроить грамотные взаимоотношения с учениками и родителями, а также взаимоотношения в классе между детьми и родителями. Мир настолько привык общаться через соцсети и мессенджеры, что личное общение вызывает огромное количество проблем и конфликтов. Люди разучились общаться напрямую. И приходится прикладывать очень много усилий, чтобы заставить родителей и детей оторваться от смартфонов, посмотреть другу в глаза, улыбнуться, попробовать узнать и понять реального человека, стоящего перед тобой.
Если я классный руководитель, значит, я глава большой семьи. И я сделаю все, чтобы в моей семье каждому было уютно, безопасно и комфортно. Когда я вижу, как родители моих учеников помогают друг другу, мне и детям независимо от того, свой это ребенок или его одноклассники, когда я слышу, как поддерживают друг друга мои ребята, когда у нас любое дело, забота, любая радость или беда одна на всех, я понимаю, ради чего я каждое утро прихожу в класс.

Анастасия ГОМАНЕЦ,
классный руководитель школы №1560, участник конкурса профессионального мастерства «Самый классный классный»-2018 Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы