Исходя из этого, на уроках русского языка и литературного чтения я составляю для учеников творческие задания начиная с 1-го класса. В процессе их выполнения от учащихся требуются не только знание текста и хорошая техника чтения, но и понимание прочитанного, оценка действий персонажей, а иногда и интерпретация текста, его «продолжение». Конечно, это не только устные виды деятельности. Разнообразие и вариативность творческого письма также позволяет заинтересовать учащихся - они становятся активными участниками познавательного процесса, а не пассивными наблюдателями. В качестве творческих письменных заданий школьнику можно предложить придумать рифму, составить рассказ по опорным словам, написать письмо главному герою.
Высокий интерес вызывают такие модификации задач, как, например, составить характеристику литературных персонажей только из имен существительных или только из глаголов - все это мои ученики с удовольствием делают и индивидуально, и в группах.
Начиная со второго класса я учу детей написанию отзывов о прочитанной книге. Это не ответы на вопросы плана, это рассуждения о прочитанном, умение сопереживать, принимать или отвергать поступки персонажей, анализировать их, высказывать свое мнение. Отзывы - это будущие сочинения по литературе, то, что сейчас возрождается в средней школе.
В 3-м классе, готовясь отмечать День Победы, ученики писали отзывы о прочитанных книгах, посвященных Великой Отечественной войне, а также принимали участие в городских творческих конкурсах. В 4-м классе ребята читали и анализировали произведение В.Катаева «Сын полка», смотрели одноименный кинофильм. Итогом работы стало «Письмо главному герою».
Творческое письмо - это, безусловно, и творческая проектная деятельность. Четвероклассникам нравятся такие групповые проекты, как «Литературный алфавит», «Сказочные персонажи», «Литературные произведения». Защищая их, ученики не только демонстрируют читательский кругозор, но и учатся представлять любимого автора, персонажа, произведение так, чтобы аудитория заинтересовалась, а потом обратилась к книге.
Сочинение «Я люблю тебя, родная!» - это тоже один из видов проектной работы. Мы готовимся к ее выполнению около двух недель. Сначала определяем, о чем написать: можно создать портрет мамы или бабушки или рассказать о роли в своей жизни близкого человека, можно найти неожиданные и необычные слова любви и благодарности. Каждому сочинению - свое оформление, свое место на общем стенде, композиционно продуманном, ведь прочитать текст может любой. Затем вместе с ребятами мы наблюдаем за реакцией тех, кто подходит к стенду, читает работы. Фиксируем их реакции, затем обсуждаем, что особенно затронуло стороннего читателя, а что - нет.
В течение 5 лет я веду кружок «Волшебное перышко». Первые мои кружковцы уже десятиклассники, а шестиклассники сейчас составляют основу школьного пресс-центра, став школьными фотокорреспондентами и журналистами. На заседаниях кружка мы обсуждаем проекты будущих номеров газет. Ребята с удовольствием работают над их выпуском, пробуя себя в разных ролях, учатся грамотно брать интервью, писать заметки на злободневные школьные темы. В конце каждого учебного года выходит сборник лучших творческих работ или поэтический альманах.
Еще один вид деятельности в поле моего постоянного внимания - это работа на сайте нашего класса в информационном пространстве nachalka.seminfo. Здесь идет постоянное оповещение об интересных нам событиях, наполнение дополнительным дидактическим материалом. Там же функционирует форум нашего класса. Каждую неделю я как модератор задаю новую тему для обсуждения, для обмена мнениями и впечатлениями и предлагаю такие задания, как, например, «Придумай свое продолжение», «Объясни конкретному персонажу причину его неудач», «Посоветуй, как поступить».
Все эти виды творческой письменной речи постепенно осваиваются учащимися и, безусловно, не только обогащают их словарный запас, оттачивают творческие навыки, расширяют эмоциональную жизнь ребенка, помогают самостоятельно оценивать художественные произведения и явления жизни, но и формируют активных читателей, поскольку большая часть заданий связана с книгой. Представляется, что важным результатом этой работы является не только то, что ученики могут высказывать свое мнение устно и письменно, но и то, что они не боятся остаться наедине с ручкой и листом бумаги.

Елена ВОСТРИКОВА, учитель начальных классов школы №1935