Этот процесс выдвигает требования к информатизации системы образования. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникационных и других средств информационных технологий.
Стоит отметить, что изучение информатики в школьном курсе в рамках федерального государственного образовательного стандарта согласно новым образовательным стандартам основного общего образования второго поколения начинается с седьмого класса. Однако, по нашему мнению, интерес учеников к изучению информатики в целом и основ программирования в частности возникает гораздо раньше. Решением названной проблемы может служить школьный компонент, за счет которого становится возможным изучение информатики с первого класса по учебному плану в качестве уроков или внеклассных мероприятий.
Введение элементов робототехники в начальных классах является необходимым условием подготовки обучающихся к изучению линии «Алгоритмизация и программирование».
Содержание, особенности умственной деятельности обучающихся в процессе изучения линии алгоритмизации и программирования направлены «на развитие системного, алгоритмического мышления, на формирование тех его качеств и особенностей, которые впоследствии помогут выпускникам школы строить свою профессиональную деятельность наиболее эффективным образом».
Мы считаем важным создание таких условий для младших школьников, при которых становится возможным удовлетворить потребности учащихся в получении первоначальных навыков программирования.
Перед учителем возникает задача поиска методов и средств, которые позволят сделать процесс обучения информатике увлекательным и познавательным, с тем чтобы заинтересовать школьников.
Одним из эффективных инструментов активизации познавательной деятельности на уроках информатики является применение конструкторов Lego Wedo и EV3. Важно, что данные инструменты оснащены микропроцессором и набором датчиков. Учитель получает возможность использовать богатый арсенал разнообразных предметов для организации учебного процесса, а учащиеся - создавать модели собственного изобретения.
Например, в конце урока, на этапе первичной проверки понимания школьниками темы «Алгоритмы», учитель организует работу по созданию модели с помощью конструктора Lego. Дети с удовольствием занимаются построением, например, мельницы, часов, самолета или машины, а затем, подключив полученную модель к коммутатору, управляют ею через компьютерную программу. Подобные задания обычно выполняются учащимися в паре или даже в группе. Так дети получают возможность получить консультацию не только учителя, но и своего одноклассника. В процессе групповой работы школьники могут прийти к совместному решению проблемной задачи.
В игровой форме дети формируют навыки написания команд программирования, начального технического конструирования, развивают мелкую моторику. При проверке учителем результатов моделирования учащиеся не только демонстрируют работу робота, но и объясняют, каким образом, с помощью каких команд им удалось настроить его действия.
В качестве одного из главных преимуществ интеграции робототехники в образовательный процесс можно отметить предоставление возможности понимания разницы между виртуальным миром и реальным. То, что исполнитель делает на экране монитора, зачастую отличается от того, что робот выполнит в реальной жизни. Например, при команде «Движение вперед на 10 единиц» виртуальный герой пройдет по прямой линии ровно на 10, робот в реальности может изменить траекторию. Задача школьников состоит в исследовании причин такого поведения, поиске путей решения обозначенной проблемы, ответе на вопрос: неправильно собран и запрограммирован робот или сказывается влияние внешних условий?
Решая реальные задачи, которые могут найти прикладное применение в жизни, учащиеся, помимо прочего, знакомятся с различными видами алгоритмов - циклическими, с ветвлением. Данный факт еще раз подчеркивает важность проведения уроков по робототехнике с целью подготовки детей к дальнейшему изучению программирования и возможной профессиональной ориентации.
Помимо проведения уроков неотъемлемой частью образовательного процесса являются внеклассные мероприятия. Внеурочная деятельность по информатике, как и по другим предметам, определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Необходимость проведения подчеркивается в педагогической и методической литературе.
К внеклассным мероприятиям по информатике можно отнести консультации, викторины, конференции, беседы, олимпиады.
В рамках проведения занятий по робототехнике в школе организуются конкурсы.
Основной технологией изучения робототехники по праву считается метод проектов.
Основными целями и задачами проектной технологии для развития личностных качеств учащихся и раскрытия их творческого потенциала является:
- формирование и развитие самоуважения и позитивной самооценки;
- формирование коммуникативных навыков общения: навыков ведения диалога, координации собственных действий с действиями в группе;
- формирование и развитие организаторских способностей, умения управлять, организовывать рабочее пространство и время, планировать деятельность и принимать решения;
- формирование навыков работы с информацией.
Организуя проектную деятельность, необходимо учитывать уровень готовности учащегося, то есть ему не может быть предложена проектная работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений и их негде найти и приобрести.
Другой особенностью реализации проектной технологии является необходимость мотивации учащихся на активную работу. Для этого необходимо, чтобы цель проекта на начальном этапе носила скрытый характер, порождала проблему.
Применение метода проектов на уроках информатики в начальных классах позволяет развивать внимательность, усидчивость, познавательную активность. В рамках изучения основ алгоритмизации и программирования возможна организация выполнения школьниками технических проектов. Подобная исследовательская деятельность включает два направления - конструирование и программирование. Например, создание и разработка алгоритма функционирования робота. Школьники при подготовке проекта имеют возможность осмыслить полученные результаты, сформировать к ним собственное отношение.
Особого внимания заслуживают проекты младших школьников. Например, «Королевство короля Ведо» и «Робот-манипулятор по сортировке отходов и самосвал на полигоне ТБО». Названные проекты носили творческий характер. В первом случае школьник не только реализовал роботов - героев повествования, но и сам написал сказку, в которой присутствовала компьютерная терминология. Презентация проекта проходила и в самом классе перед друзьями, и в детском саду. Главная цель проекта состояла в формировании положительного отношения к программированию, мотивационных установках, развитии творческого мышления.
Второй проект связан с экологическим образованием младших школьников, значение которого состоит в том, что речь должна идти не только о живой природе, а об окружающей среде в целом.
На примере разработанной модели становится возможным рассказывать младшим школьникам и воспитанникам дошкольных групп, как надо обращаться с мусором. В результате была сконструирована «рука», которая отделяет мусор по разным контейнерам: бумага, пластик, стекло.
Обобщая вышеизложенное, стоит отметить, что необходимость интеграции элементов робототехники в образовательный процесс обусловлена в первую очередь требованиями современного общества. Нужно прежде всего добиться того, чтобы школьник осознавал, что учебная практика, которой он занят на данный момент в школе, повлечет за собой успех в его дальнейшей деятельности.

Ирина ЦЫБРОВА, учитель информатики школа №1793