Мальчик Макар, который входит ко мне в кабинет с низко опущенной головой, свою непохожесть воспринимает как уродство. Поэтому каждый раз на занятиях усердно рисует странного пугающего мальчика Джека в черной одежде и с черной повязкой на глазах. Рисует и рассказывает о жизни этого маленького отшельника, которого боится весь мир... да он-то и сам этот мир не особо жалует.
Это уже наша седьмая встреча. Сегодня замечательный день, потому что я вдруг на мгновение ловлю его взгляд, всего лишь на мгновение... Но я знаю: лед тронулся, волшебство происходит уже сейчас. Макар не возражает, когда я осторожно начинаю присоединяться к его рассказу. Теперь мы рассказываем по очереди. Макар позволяет принять участие в составлении рассказа о его герое Джеке, и мне удается превратить привычный сюжет об одиночестве и заброшенности Джека в историю с благополучным концом, когда он обретает девочку-друга. Вместе улыбаемся и смотрим на рисунок... Мы находимся в радостном удивлении: ведь в этот раз у нас получилось изменить стереотипный и грустный финал этой истории.
«Как ты думаешь, что надо делать этой девочке дальше, чтобы Джек был счастлив?» - спрашивает психолог. Макар еще ниже опускает голову: «Не знаю... Наверное, просто быть рядом».
Макар - ребенок с аутизмом. Один из многих и, конечно, особенный. Его история так похожа на истории других, и, несомненно, она особенная...
Похоже, эта история закончена. Одна из многих, которые уже были и еще будут в жизни этого мальчика, если все мы сможем просто быть рядом.
Нам, работая с такими детьми, нужно постараться, чтобы в жизни у них было как можно меньше грустных историй.  
Рядом с такими детьми не бывает случайных людей, а только те, для которых эта профессия - часть их самих или даже часть их личной истории. Может быть, поэтому на протяжении многих лет основной состав нашей команды все тот же.
Одна из наших задач - быть вместе с семьей, имеющей особого ребенка. Работа с родными дает нам возможность осуществлять долговременные цели, когда мы не просто ситуативно улучшаем состояние ребенка, а позитивно влияем на качество жизни всей семьи, способствуя ее социализации и адаптации к жизни в обществе на длительный период.
Родители превращаются из пассивных наблюдателей, стоящих за дверями и отдающих ребенка в руки специалистов, в активных участников образовательного процесса. Они включаются в занятия, хорошо осознавая происходящее, обучаясь и моделируя терапевтическую среду дома.
Мы понимаем, что приобщение семьи невозможно в ситуации того актуального состояния, в котором она пребывает. Зачастую родители не обладают информацией, которая необходима для оптимального функционирования изменившейся с рождением ребенка семейной системы. А без этой информации невозможно построение адекватных отношений с ребенком.
Одних родителей мы знакомим со стилями воспитания, проводим работу на осознание собственных ошибок в этом процессе и их последствий, учим  выстраивать  наиболее приемлемые для них и ребенка оптимальные модели отношений с опорой как на психологические знания, предоставляемые специалистом, так и на ресурсные стороны самого родителя, его позитивный опыт (в данном случае любовь к ребенку, большую заинтересованность в получении новой информации, высокую мобильность, отдельные эффективные модели взаимодействия).
Другим семьям, где родители не осознают, что происходит с ребенком, предъявляя ему противоречивые требования, предоставляется информация об особенностях этого ребенка, о его возможностях, о механизмах, регулирующих его поведение. Понимание этого со стороны родителей сделает взаимодействие с ребенком более адекватным, понятным ребенку, снимет родительскую тревогу.  
Мы также не оставляем без внимания и психологическое состояние членов семей, имеющих особых детей, оказываем им психологическую помощь и поддержку, опираясь на имеющиеся ресурсные стороны взрослого, помогаем достигнуть возможной для конкретной личности эмоциональной стабильности. Такая коррекционная работа направлена на самого родителя и имеет своей целью проработку травматических переживаний, осознание своих ресурсных сторон, выравнивание самоотношения, приобретение уверенности в себе, освоение способов эмоциональной регуляции, самоподдержки. Такое укрепление эмоционального состояния позволяет родителям по-новому открывать окружающий мир и иметь возможность опираться на него.
В мире, лишенном понимания и сочувствия, родители смотрели на ребенка глазами окружающих. Зачастую они стыдились своего неуспешного ребенка, эмоционально отвергая, обесценивая его незначительные по сравнению со здоровыми сверстниками достижения.
Здесь же происходит чудо - родительская любовь вдруг расцветает, родитель заряжается настроениями специалистов, замечающих каждый маленький успех ребенка, и начинает сам отслеживать и ценить эти иногда крошечные, но такие важные продвижения. Теперь семья смотрит на своего ребенка с любовью, надеждой, пониманием.
В нашей школе дети погружаются в принимающую, а значит, безопасную среду. Здесь опыт общения как со сверстниками, так и со взрослыми связывается с эмоционально приятными переживаниями. Здесь нет завышенных, невыполнимых требований, а значит, постоянных ситуаций неуспеха, возможности прорастания печально знакомого таким детям чувства отверженности.
И они так же открываются навстречу этому миру, как он открывается им, а может быть, даже чуть-чуть больше...

Инна БАЛАБАНОВА, педагог-психолог школы №329