​Совершенствоваться не обязательно. Выживание - дело добровольное.
Эдвардс Деминг

 
Мне повезло. Будучи директором относительно небольшой по московским меркам школы, я смогла собрать команду профессионалов, которая способна стать управленческой командой нашей школы, способной на прорыв, который нам так необходим.
Сейчас на рынке нет недостатка в различных образовательных программах, семинарах, тренингах, а у школы достаточно большая доля самостоятельности. Я, как руководитель, вправе принимать решения об обучении в той или иной организации самостоятельно. Но именно у меня, современного директора московской школы, есть четкое понимание и меры ответственности за качество обучения сотрудников школы. И сейчас, когда большая часть обучения уже пройдена и мы близки к результату, я на практике убедилась, что сделала правильный выбор.
Несколько слов о том, как все начиналось...
А начиналось все с тестирования. Да-да, не с желания педагогов и директора, а именно с тестирования на уже сформированные компетенции и возможность их развивать в дальнейшем. И прошли не все!
Затем были выявлены конкретные цели, намечены приоритеты, разработаны не просто направления развития, а конкретные действия в проектном ключе -  и все это, что наиболее ценно в наш динамичный век, всего за 4 занятия. Мы на практике убедились, что и за короткое время можно сделать очень много.
Здесь и сейчас иди и делай - вот основной принцип работы МИОО, и именно специалисты этой проектной лаборатории работают с командой нашей школы. Работают по высшему разряду в лучших традициях ФГОС второго поколения. Преподаватель не ведет за собой и не является единственным источником знания, а лишь направляет и очень тактично подводит к цели, которую определили сами участники, а значит, она для них родная и понятная. Атмосфера, умело созданная профессионалом, мотивирует команду с самого начала, и, я уверена, этот эффект будет длительным. Уже после первого занятия в группе не только очень четко сформировались командные роли, но и были пройдены два наиболее сложных этапа развития команды, включая конфликтный, и уже со второго занятия началась высокопродуктивная работа.
Я, как директор, начала ловить себя на мысли, что процесс идет сам по себе.  Если вначале люди в аудитории постоянно чувствовали присутствие руководителя, пытались отследить обратную реакцию на то или иное замечание, поймать одобрительный или неодобрительный взгляд, то потом это ушло -  я почувствовала себя словно в шапке-невидимке и начала заново открывать для себя людей, собравшихся в классе. Как оказалось, они могут принимать взвешенные решения, справляться со сложными ситуациями и нести ответственность за свои поступки. И, что особенно важно, все происходящее никак не соотносится с возрастом участников; подход к обучению не зависит от наличия или отсутствия опыта работы в школе в целом или в данной образовательной организации в частности, здесь важно другое: компетенции, которые нуждаются в приращении, а значит, должны изначально быть. И дело не в возрасте, дело в горящих глазах и желании создавать будущее здесь и сейчас.
Второй момент, который хотелось бы отметить, - это разноплановость предлагаемых проектов. У нас их получилось четыре. Все они разные как по срокам выполнения, так и по целям, которые будут достигнуты в ходе их реализации, а также и по частоте применения найденного в ходе работы над проектом инструментария. Два проекта ограничены во времени - это всего год, и они подлежат обязательному пакетированию, ведь основной смысл именно этих проектов заключается в том, чтобы разработанный алгоритм повторялся каждый учебный год. Будут меняться дети, возможна смена педагогического и управленческого персонала, но однажды выстроенная система должна работать эффективно. Именно с пакетированием у нас и возникли проблемы. Учитель -  профессия творческая, и в двух разных классах, например 6-м «А» и 6-м «Б», все равно не может быть одинаковых уроков, но желание каждый год при решении той или иной задачи вновь изобрести велосипед, пусть даже с квадратными колесами, было очень велико. Однако количество велосипедов, которые надо изобретать, год от года становится все больше, и в какой- то момент приходит осознание: чтобы эффективно использовать свои время и силы, а как следствие, безусловно, время ребенка и его семьи, наверное, будет правильнее взять готовый пакет, алгоритм решения уже известной задачи, чем сидеть и изобретать каждый год новый, потому что хочется не так, как у других, а по-новому. Именно в ходе обучения управленческой команды пришло понимание, что очень много действий в современной московской школе уже выполняется по строгому алгоритму, причем очень четкому и понятному. И передо мной, как перед администратором, как раз и стоит задача: все то новое, что появляется в школе, то творчество, которое рождается в лучших практиках, отшлифовать до полного совершенства, «упаковать», «перевязать бантиком», а еще лучше - «сделать удобную ручку», чтобы передать это дальше, в другие школы, чтобы люди быстро и четко смогли применить на практике в любом округе и в любой школе  нашего большого города  просто потому, что образование должно давать равные возможности всем нашим детям.
И третий момент, о котором хотелось бы высказаться особо, - это логичность и выстроенность системы обучения МИОО. Дело в том, что в феврале я успешно защитила управленческий проект в рамках программы «Эффективный руководитель московского образования», и он уже приносит свои плоды.  В июне я с нетерпением жду защиты своих аттестованных замов в рамках обучения по программе «Современный заместитель руководителя» и как результат их обучения конвергентную программу нашей школы.  Следующий, абсолютно логичный и правильный шаг - это обучение управленческой команды школы в широком смысле этого слова. Очевидно, что образование -  это дело коллективное, здесь один в поле не воин. Каким бы креативным лидером ни был директор, какими бы замечательными профи ни являлись его замы, без поддержки коллектива, его правильного понимания целей, ориентированных прежде всего на результат, прорыв невозможен! А он нам очень нужен, ведь школа, которой я руковожу, небольшая по московским меркам, и нам приходится всерьез конкурировать с более крупными комплексами - это очень здоровая и интересная задача для меня как для руководителя. Если мы хотим выжить на этом рынке, мы должны совершить прорыв, создать свое успешное будущее. Для этого у нас есть все ресурсы, а главное - теперь еще и понимание, что по-другому уже не будет, и мы справимся!
Школа все больше и больше дает каждому ребенку возможность учиться там, где это будет наиболее эффективно, школа меняется, потому что меняются дети, общество становится другим, город развивается и бросает социуму все новые и новые вызовы. Задача современной московской школы - воспитать ребенка, готового жить в этом будущем, а для этого на крыше может быть разбит сад и поставлены теплицы, в подвале оборудован тир, а стены превращены в проектные лаборатории. Программа по ресурсосбережению, придуманная учащимися в Год экологии, работает до сих пор в каждом здании комплекса, да и это не главное! Школа - это культурный центр притяжения всех ближайших территорий, она работает 7 дней в неделю по 16 часов в сутки, без этого сейчас никак, но главное, что ребенок теперь учится всегда и везде, что учитель, наставник, тьютор лишь сопровождает его и помогает выбрать свой путь, а школа предоставляет ему такую возможность. Право выбора - это самое лучшее, что может сделать школа для своих учеников.
Зачастую класс как таковой существует только в сознании классного руководителя, роль которого год от года становится все более весомой в жизни ребенка, да и его родителей. Обучение в новых форматах как в физическом, так и психологическом смысле дает возможность школе стать частью города, слиться с его запросами в едином порыве. И все это позволяет ребенку абсолютно уверенным выйти из школы во взрослую жизнь, ведь эта жизнь, яркая и интересная, кипит в школе, в городе.
А все начиналось с теплого майского вечера, с команды энтузиастов, которым было интересно и которые поняли: чтобы выжить, надо развиваться и совершенствоваться!

Майя БУЛАЕВА, директор школы №1908