Именно поэтому так важно, чтобы в процессе подготовки к экзаменам сам выпускник и все, кто сопричастен, понимали важность не только предметной, но и психологической составляющей готовности к итоговой аттестации.
Необходимо отметить, что в результатах экзамена кроме самого выпускника заинтересованы образовательная организация, учителя и, конечно, родители. Как правило, их заинтересованность выражается в ожидании определенных результатов и тесно связана с репутационными рисками. Тревоги взрослых порой приобретают неконструктивную форму запугивания («Не сдашь - в армию пойдешь»), шантажа («Не поступишь - пойдешь работать, содержать тебя никто не будет»). В результате давления уровень тревоги выпускника повышается. К необходимости показать результат своей учебной деятельности присоединяется страх не оправдать ожиданий взрослых, остаться за бортом жизни и так далее. Чем выше тревога, тем тяжелее себя контролировать и управлять собственным результатом.
Поэтому отказ от стратегии давления в пользу стратегии поддержки, в первую очередь со стороны семьи, - первое правило психологической подготовки к экзамену. Для того чтобы оказать адресную поддержку, необходимо понимать, какие конкретно трудности испытывает выпускник. Как правило, их можно разделить на три основные группы.

Первая
Трудности, связанные с процедурой экзамена. К ним относятся недостаточная или некорректная информированность выпускника о процедуре экзамена на разных его этапах, о нештатных ситуациях, которые могут произойти во время экзамена, о правах и обязанностях участников экзамена. К этой же группе можно отнести непонимание выпускником, как оцениваются разные задания разных частей экзамена, как распределяется отведенное на экзамен время.

Трудности второй группы
Связаны с уровнем организации умственной деятельности и сформированности общеучебных навыков, со способностью к концентрации и распределению внимания в условиях ограниченного количества времени, с умением выстроить оптимальную стратегию выполнения заданий с учетом их «оценочного веса».

Третья группа
Личностные особенности ребенка: тревожность, гиперответственность, неадекватная самооценка, мнительность, эмоциональная незрелость.
Многие ребята говорят, что не имеют представления об альтернативных сценариях поступления в вуз вне зависимости от полученных баллов. Для них баллы ЕГЭ - «вопрос жизни и смерти». Такая сверхзначимость результата является барьером для рационального распределения своих ресурсов.
Выпускники из одного класса могут испытывать трудности совершенно разного характера. Необходимо определить трудности и ресурсы их преодоления у конкретного ребенка и, исходя из этого, строить индивидуально ориентированные программы психологической подготовки, стараясь максимально экономить свободное время ребенка.
Основная ответственность за психологическую готовность выпускника к экзаменам лежит на плечах взрослых, прежде всего родителей. Во-первых, необходимо, чтобы семья как минимум за полгода ознакомилась и донесла до ребенка достоверную и исчерпывающую информацию о предстоящей приемной кампании, конкурентной ситуации по баллам прошлого года, правилах учета индивидуальных достижений. Результатом подобного информирования должна стать карта вузов и понимание учеником пороговых баллов. Понятно, что 300 баллов по трем экзаменам - мечта любого родителя. Но каждому выпускнику необходимо видеть реалистичную цель, чтобы к ней идти. Родитель также должен быть всесторонне информирован о правилах проведения ЕГЭ в текущем году, чтобы не транслировать и не поддерживать мифы, которые только осложняют подготовку ребенка.
Во-вторых, дома должны быть созданы комфортные условия для подготовки, начиная с рабочего места ученика и заканчивая характером общения и взаимодействия с ним. Ребенок должен хорошо питаться, высыпаться, достаточное время бывать на воздухе, общаться с друзьями - все это наряду с системной предметной подготовкой является источниками ресурсов и слагаемыми будущего успеха.
В-третьих, совместно с учителем и специалистами психолого-педагогического сопровождения нужно точно определить, что затрудняет эффективную подготовку ученика. При этом под эффективностью стоит понимать максимально возможный для ребенка результат при минимальных затратах здоровья. Необходимо подобрать специальные мероприятия и упражнения, которые помогут включить сильные стороны, обойти слабые места, научиться управлять своим волнением, концентрировать и перераспределять внимание, овладеть эффективными навыками запоминания, работы с текстом, совладания со стрессом и так далее. Выпускники часто пишут так называемые пробники, которые помогут контролировать динамику результата и эффективность подготовки.

Анастасия КУЗНЕЦОВА,
педагог-психолог, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании