На базе школ №5, №3 с углубленным изучением отдельных предметов, №29 работают школьные наукограды инженерного и технического творчества учащихся. На создание центров робототехники в Земской гимназии и школе №29 было выделено 1 миллион 400 рублей из областного бюджета. Наборы по робототехнике для этих образовательных организаций обошлись городу в 120 тысяч рублей. В 2016 году Земская гимназия стала пилотной площадкой Московской области по развитию робототехники. В 2017 году в Санкт-Петербурге на Международных соревнованиях «Робофинист» Земская гимназия заняла первое место в категории «Гонки андроидных роботов» и второе место в категории «Сумо андроидных роботов».

- Наши ребята с большим интересом собирают роботов из комплектующих узлов и деталей. Но собрать робота - это только половина дела. Нужно, чтобы он начал двигаться и выполнять определенные задачи, а для этого его надо запрограммировать. И этому тоже научили ребят опытные инструкторы, в числе которых педагоги гимназии, старшеклассники, выпускники МГТУ им. Н.Э.Баумана. С кафедрой робототехники университета Земскую гимназию связывают давние дружеские отношения, - рассказывает директор Земской гимназии Галина Кравченко.

«Ноотрон»
В Лицее города Балашихи кружок по робототехнике самый востребованный среди ребят разных возрастов. Мы побывали в новом здании лицея в микрорайоне Алексеевская Роща, который значительно удален от Балашихи. Однако, как оказалось, есть школьники, которых родители специально сюда возят из других районов города, чтобы заниматься в центре робототехники «Ноотрон».
Когда мы заглянули в «Ноотрон», тут было многолюдно - мальчишки разных возрастов с увлечением занимались конструированием роботов. Самый старший из них - одиннадцатиклассник Антон Гаврилов - собирается поступать в МАИ на факультет информационной безопасности. Антон показал сделанного им робота -управляемого танкобота.
- Именно занятия в «Ноотроне» помогли мне определиться с выбором профессии, - признается Антон. Кстати, как оказалось, помимо робототехники юноша также посещает театральную студию.
- Это для души, - улыбается он...
Второклассник Никита раньше жил и учился в Москве, сейчас вместе с родителями переехал сюда и очень доволен.
- Робототехникой я занимаюсь совсем недавно, наверное, месяца полтора, но мне очень нравится, - смущенно признается Никита и показывает сделанную им модель роботоруки.
Семикласснику Артему Ушанскому по душе придумывать разных роботов, о будущей профессии он пока не задумывался, но одно может сказать определенно - занятия в кружке помогли ему подтянуть свои знания по математике...
- Кружок робототехники у нас ведет молодой преподаватель, выпускник Бауманки Дмитрий Чертанов, - рассказывает директор лицея Дмитрий Вячеславович Белоусов.
Помимо робототехники среди ребят, по словам директора, весьма популярны 3-D-моделирование и печать, а также компьютерная графика и дизайн. Сейчас в лицее хотят создать еще одно новое направление в работе центра - лего-конструирование для малышей. Кстати, там могут заниматься дошколята, которые только еще планируют прийти в первый класс. Это, помимо прочего, поможет обеспечить социальную адаптацию детей к школе.
Дмитрий Вячеславович убежден - кружки технической направленности помогают школьникам определиться с выбором профессии.
- Мы работаем по концепции инженерных классов, в рамках этой концепции есть несколько направлений - создание профильных классов, кружки технического творчества, развитие опытно-экспериментальной деятельности, различные социальные и производственные практики. В совокупности все это и обеспечивает профилизацию школьников, - убежден Дмитрий Белоусов, - причем инженерное образование может быть очень широким - это и инженер-конструктор, экологический инженер и биоинженер...
- У нас практически стопроцентное поступление в вузы, - с гордостью говорит Дмитрий Вячеславович. - Среди самых популярных высших учебных заведений - МГТУ имени Баумана, - мы являемся партнером этого университета, кроме того, наши выпускники поступают на мехмат МГУ, в МФТИ, в НИУ ВШЭ, медицинские вузы.

Центр работы с одаренными детьми
В конце 2017 года в Балашихе был создан центр работы с одаренными детьми, который объединил систему научных сообществ учащихся в школах, участников олимпиад и интеллектуальных состязаний различного уровня, творческих конкурсов.
Центр работает в рамках Дворца творчества детей и молодежи. Для учебы приглашают ребят всех школ города начиная с 7-го класса, тех, кто проявил себя в предметных олимпиадах, мотивированных на углубление и расширение знаний по предметам или предметным областям.
...Длинные зимние каникулы - это не только время отдыха, это еще и хорошая возможность поучаствовать в разных конкурсах, олимпиадах и интеллектуальных состязаниях. Так, на базе школы №30 городского округа Балашиха прошли Зимние интеллектуальные каникулы.