​Елизавета МИХАЙЛЕНКО, 1‑й курс магистратуры, исторический факультет Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского:
Первые два года работаешь на зачетку


Я учусь на бюджетном отделении. В целом качество образования устраивает. Мне нравится, что отсутствует упрощенная балльно-рейтинговая система, и, по сути, почти все студенты доходят до экзаменов-зачетов. Это мне кажется правильнее, чем просто гонка за баллами в течение семестра. И сдавать экзамен полезнее, чем получать автоматы, потому что именно при подготовке ты систематизируешь и анализируешь полученные знания. Набор дисциплин у нас очень широкий, и в принципе на бакалавриате ты получаешь знания по всем областям истории, и это в какой-то степени лучше, чем узкая специализация.
Сессию сдавать тяжело на 1‑2‑м курсе, потом ты просто втягиваешься, когда уже начинаешь понимать логику построения материала и специфику некоторых предметов, становится проще. Ну и куда без известной фразы о том, что первые два года ты работаешь на зачетку, а потом зачетка - на тебя. К старшим курсам сессия уже не воспринимается так трагично, как в начале обучения. Учиться легко, если ты любишь то, чем занимаешься. Если выбранная специальность интересна, то и учиться будет легче. Конечно, всегда есть предметы, которые понять сложнее, но, как говорится, сдать можно даже китайский язык, если нужно.
За четыре года обучения я ни разу не встретила дифференциации в отношении к бюджетникам и коммерческим студентам. Для преподавателей это вообще не важно, как в принципе и для самих студентов. В конце концов целью обучения является получение знаний, а за чей счет они получены, совершенно не важно.

Даниил АБРЕМСКИЙ, 1‑й курс бакалавриата, факультет компьютерных наук Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского:
Из-за переживаний тяжело сосредоточиться


Я приехал из Ямало-Ненецкого автономного округа, города Новый Уренгой. Учусь по специальности «информационная безопасность», на платном отделении. Считаю, что качество получаемого образования здесь хорошее. Преподаватели подают материал понятно и доступно. Я доволен тем, что выбрал эту специальность и этот вуз. Правда, здание нашего факультета находится не в идеальном состоянии, ему не помешал бы ремонт. Техническое оснащение факультета вполне приемлемо: наш факультет компьютерных технологий оборудован всем необходимым. В компьютерные классы можно совершенно спокойно заходить и готовиться к предметам.
Учиться сложновато, но вроде справляюсь. Первая сессия прошла волнительно, очень сильно переживал по поводу сдачи экзаменов. Проблема была только из-за большого объема материала по сравнению со школой. Из-за этих переживаний тяжело сосредоточиться. Так что мне лично сессия далась нелегко. Но если учил материал весь семестр, то сдать вполне реально. Такого, чтобы на экзамене «валили» какими-то специальными вопросами, потому что человек не нравится или у преподавателя плохое настроение, не было. Предвзятого отношения нет, ко всем относятся одинаково доброжелательно.
На мой взгляд, для преподавателей нет разницы, как человек обучается - за свой счет или за счет государства. Для них главное, чтобы студент учился.

Павел ВИЛЬНЯНСКИЙ, 1‑й курс факультета музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (бюджет):
Жаль, что в каникулы нет репетиций


Сессия из двух экзаменов завершилась для меня еще до Нового года. Получились такие длинные каникулы! Один из экзаменов, по специальности, я сдал досрочно. Программа специализированного музыкального колледжа, который я окончил, включает в себя курс училища. То есть в вуз я пришел, уже имея среднее специальное образование. (Хотел учиться в консерватории, но не хватило одного балла.) Поэтому предмет «Сольфеджио» для меня как азбука. Не для многих моих сокурсников это так просто, у некоторых лишь первые классы музыкальной школы. Вторым экзаменом была история, общеобразовательный предмет, здесь я не так силен, сдал в обычном режиме.
Жаль, что в сессию и в каникулы не было репетиций нашего студенческого оркестра. Оркестр проходит как факультатив. Ребята, когда нет выступлений, а в сессию их нет, отлынивают от занятий. Для меня же привычно по колледжу, что мы репетируем в любых условиях, чтобы всегда быть в форме.
Учиться в вузе для меня несложно. Но вот музыкальных предметов хотелось бы побольше. Я тяготею к исполнительству, играю на трубе и в будущем вижу себя в профессиональном оркестре. Наверное, снова буду пытать счастья в консерватории, возможно, уже не на Урале, а в столице.

Вячеслав РОМАНОВ, 1-й курс бакалавриата, филологический факультет Омского государственного педагогического университета:
Отношение ко всем одинаковое


Учусь на платной основе. Хорошо это или плохо, но мой выбор случаен. Никогда не думал, что поступлю на филологический факультет. Но думаю, что вытянул счастливый билет. Ведь этот факультет познакомил меня с новыми интересными людьми. Качество образования высокое. В целом все очень нравится. И коллектив - отзывчивые, добрые и творческие ребята, и преподаватели - замечательные люди, профессионалы своего дела, которые прекрасно излагают материал. В случае каких-то проблем всегда можно обратиться за помощью в деканат, там помогут и поддержат.
При сдаче сессии возникли некоторые сложности, но это только из-за моей лени и из-за того, что я уделил подготовке недостаточное количество времени. А в общем, экзамены были несложные, все четко по темам, которые мы изучали в течение семестра. Наверное, как и у многих, большой сложностью было взять себя в руки и сесть учить. Главное - вовремя найти в себе силы и мотивацию. Но, когда получаешь отличные оценки, она появляется сама собой.
Обучение на коммерческой основе не вызывает особых затруднений. По сути, это то же самое, что и бюджет, только другие основания. Требования для всех одинаковые. Абсолютно нет никаких различий и особенностей для бюджетных и коммерческих обучающихся. Ко всем студентам одинаково хорошее отношение.

Елизавета РОМАНОВА, выпускница бакалавриата, математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (бюджет):
К выпуску подходит лишь половина


Учиться у нас очень непросто. К выпуску подходит лишь половина тех, кто четыре года назад поступил на курс. Во время сессии я так погружена в подготовку, что и поесть некогда, это не словесный оборот, а реальность. Разве что иногда пиццу по телефону заказываю. Мама всегда переживает по этому поводу, но она далеко. В прошлую летнюю сессию и нынешнюю зимнюю сдаем по пять предметов. Никаких «автоматов» мы не знаем, как бы хорошо ни учились. Существует такая особенность на некоторых предметах: если ты устно ответил на «пять», то, чтобы получить «пять» в зачетку, нужно еще решить задачу. Не хочешь - уходи с четверкой. Вот и получается, что экзамены, где теория сочетается с практикой, длятся чуть ли не до вечера. После сдачи успевай за несколько часов переключить мозги на другую тему и начинай готовиться к следующему предмету.
Но лучшего образования я и представить не могу! У нас все заточено на знания. Если не так, то зачем вообще поступать в университет? Отношения преподавателей к студентам такие, как описывались в дореволюционной литературе: уважительные, никакого высокомерия. Очень люблю свой вуз.

Анна МЕДВЕДЕВА, 2-й курс бакалавриата, Высшая школа экономики, Москва:
Не знаю, надолго ли меня хватит


Несмотря на мои высокие баллы, полученные за ЕГЭ (история - 91, обществознание - 93, русский - 96), я не прошла на бюджет. Очень, конечно, переживала по этому поводу. Не только потому что моя семья небогатая. Было мне, одной из лучших выпускниц школы, обидно учиться на платном. Высокобалльникам вроде меня, не прошедшим на бюджет, был предложен щадящий вариант - платить за учебу половину суммы. Кроме того, нам сказали, что при успешной сдаче первых двух сессий есть возможность перевода на бюджет. Это и стало моей основной задачей на первом курсе. Скажу честно, мне было очень тяжело. Я занималась серьезно, не щадя себя. Мало спала, никуда, кроме университета, не ходила, не гуляла, с друзьями не встречалась. Родители смотрели на меня с сочувствием, говорили, чтобы я не мучила себя, что они лучше заплатят за мою учебу, чем за лечение нервного истощения, что первое им обойдется дешевле, потому что душевные недуги лечатся с трудом, лечение требует огромных материальных затрат. Но я твердо решила учиться только на «хорошо» и «отлично». К тому же оказалось, что у меня есть пробелы в знаниях, их пришлось ликвидировать в срочном порядке. Особенностью Вышки является то, что студенты учатся не только в сессию, а каждый день. Отметки ставятся за все работы в течение семестра, их много. Бывают и очень сложные задания. Списать невозможно, просто воспользоваться источниками - это «два с плюсом». Я не знаю случаев, чтобы у кого-то прокатывала халява. В нашем университете это, по-моему, невозможно. Ведь хорошая репутация вуза поддерживается качеством знаний выпускников. То есть если намерен учиться на «отлично», нужно вкалывать и вкалывать.
С этого года я учусь на бюджетном отделении. Но опять же высокий уровень терять нельзя, потому что снова окажешься на платном. Я стараюсь. Не знаю, надолго ли меня хватит.

Маргарита ПЕТРОВА, 4‑й курс бакалавриата, землеустроительный факультет Омского государственного аграрного университета им. П.А.Столыпина:
Хожу на занятия ради диплома


Качеством своего «бюджетного» образования я недовольна. Но, думаю, дело не столько в университете, сколько во мне. Я просто не хочу учиться на этой специальности. Мне нисколько не интересны дисциплины, которые мы изучаем. Все это не мое. Просто хожу в университет, чтобы потом получить диплом. Может, если бы учебная дисциплина была жестче, то я бы не валяла дурака и старалась учиться, чтобы не вылететь из универа. Либо, что более вероятно, просто забрала бы документы. Но мне позволяют переходить на следующий курс с долгами по зачетам. А некоторым и с долгами по экзаменам и курсовым. Отношение к должникам вовсе не зависит от того, на какой основе они учатся - бюджетной или коммерческой, не важно. Отношение на факультете ко всем одинаковое - лояльное. Лентяи, обучающиеся на коммерческой основе, и лентяи-бюджетники без особых проблем сдают сессии, получают свои тройки и идут домой. При этом я знаю ребят, которых отправили в «академ» за уж очень большое количество долгов, хотя они учились платно.
Разницы в отношении со стороны преподавателей тоже нет. На экзаменах все находятся в равных условиях независимо от того, платно ты учишься или нет. Все зависит от того, хочешь ли ты получить хорошую оценку. Если тебе оценка не важна и знаний нет, то тебе поставят эту тройку. Часто преподаватели хотят помочь и дотянуть хотя бы до четверки. Но такое обычно бывает на первом курсе. Дальше уже все знают, что ты за студент и что с тобой делать.
Только главное все же не то, что есть студенты, которые ничего не знают, не хотят учиться, пропускают пары, не читают учебники и не выполняют задания. Ведь это их выбор. Главное - мой университет дает возможность получать знания тем, кто этого хочет. Я знаю огромное количество студентов, которые учатся на хорошие оценки и действительно заслуживают их. Нужно понимать, что не университет решает, хорошо мы будем учиться или нет.

Ирина К., Великий Новгород:
К нам относятся снисходительно


Я учусь платно, и на нашем отделении все платники. Преподаватели нам сразу сказали, что, несмотря на то что вуз получает от нас доход, поблажек не будет и нам нужно посещать все занятия. Но первые зачеты показали, что к нам относятся снисходительно. Даже подсказывают немного. Занятия мы пока не пропускаем. Я специально пошла на платное отделение, так как 11 лет училась в элитной гимназии, где с учеников очень много требовали. Теперь хочется расслабиться и не нервничать.

Елена Д., Новгородская область:
Пока одни тройки


Я живу в районном центре, но поступила в институт Великого Новгорода на бюджетное место, живу в общежитии. Преподаватели ко мне относятся строго. Не совсем хватает знаний, полученных в сельской школе. Нужно много учиться. Первую сессию я сдала на троечки, к сожалению.

Полина П., выпускница бакалавриата, факультет истории искусств Уральского федерального университета, Екатеринбург (платное обучение):
Преподаватель забыл про экзамен


Мои представления об учебе в ее начале и в конце разительно различаются. На первом курсе ждала увлекательных лекций, семинаров (искусством я всегда интересовалась, это от родителей передалось, сама много лет занимаюсь в танцевальном коллективе), но в реальности все оказалось как-то скучно и прозаично. Ни у кого глаза не горели, и у меня потухли. Преподаватели позволяли себе опаздывать на занятия и даже не извинялись, это было в порядке вещей. Однажды преподаватель не пришел на зачет, то ли забыл, то ли был занят в другом вузе. Мы ждали в коридоре полдня, ходили в деканат, потом нам объявили, что дата переносится. Это кажется невероятным, но ведь было! Когда я возмутилась, ведь наши родители за обучение платят немалые деньги, мне ответили пренебрежительно: «Надо было лучше учиться, тогда бы вы сэкономили родительские средства». Да, мне не удалось поступить на бюджет, но ведь это не значит, что с нами можно так обращаться!
Я долго решала, какую выпускающую кафедру выбрать. Оказалось, что разницы нет, специальные предметы не появились. Моим знакомым, которые выбирают, куда поступать, я не советую идти по моему пути.

Виктория Р., Кировский государственный университет:
Требования у каждого свои


Я учусь на третьем курсе бюджетного отделения. Могу сказать, что учиться мне довольно легко. С первой сессии сдаю экзамены без троек и без особого напряжения. Учу, конечно, готовлюсь, но без фанатизма. Разумеется, на первом курсе мы все тряслись, как и положено новичкам. Но завалов было мало и только у тех, кто совсем не ходил на занятия. Такие встречаются чаще всего в группах платников, некоторые платники откровенно считают, что если заплатили, то их не отчислят, как-нибудь натянут троечку, чтобы не лишать университет дохода. Наглости наши преподаватели не любят. Вот пожалеть могут, если, например, студент расскажет, что семье сложно оплачивать учебу, поэтому ему приходится самому подрабатывать. В такой ситуации даже ничего не знающему студенту готовы навстречу пойти. Я наслышана о нескольких таких случаях, хотя свидетелем не была, у нас группы сформированы таким образом, что бюджетники учатся отдельно от платников. И экзамены сдают соответственно не вместе. Думаю, что и отношение преподавателей к студентам из разных групп тоже разное, то есть к нам, бюджетникам, мне кажется, изначально требования строже. На экзаменах преподаватели всегда знают, кто перед ним, они отмечают посещения, сразу смотрят, сколько в семестре пропусков, спрашивают о причинах. Требования, конечно, у каждого преподавателя свои. Одни строги и придирчивы, другие так себе. Но если ты посещаешь занятия и преподаватель тебя видит часто, тем более если ты откровенно не «плаваешь» и даже что-то говоришь с уверенным видом, то вполне можешь рассчитывать на положительную отметку. Говорят, раньше строже спрашивали. Сами преподаватели рассказывают нам об этом. А мои родители, которые учились в прошлом веке, вообще считают, что у нас не учеба, а ерунда, что ничего трудного и серьезного сейчас нет в высшем образовании. Потому что выпускники в основном не работают по специальности, а находят себе место там, где смогут найти знакомство. Поэтому за качество подготовки отвечать некому и не перед кем. Но думаю, что так не везде. Двое моих одноклассников учатся на программистов в очень серьезных учебных заведениях, и я от них знаю, что там сдавать экзамены совсем непросто.