12.01.2018
Всегда задумывался, что значит быть директором школы. Каково это? Что нужно уметь делать? Одно дело - представления, совсем другое - реальная жизнь. И тут мне выпал шанс почувствовать, что же это такое. Я на неделю стал исполняющим обязанности директора. Первые сообщения в личном кабинете. Посмотреть, скачать и отправить в работу документ. Волнительно? Ответственно? Не то слово! Затем первые приказы и распоряжения, которые я подписываю как исполняющий обязанности директора. Но эти испытания показались детской игрой по сравнению с проверкой службы финансового контроля. Вот тут-то я и понял, как важно уметь правильно выбирать заместителей, на которых можно положиться, довериться. Не знаю, как представители службы финансового контроля, а мы остались довольны результатами проверки. Неделя не то что пробежала, пролетела, она промелькнула как одно мгновение. Только что был понедельник, а, оказывается, уже конец пятницы. Мне кажется, я выдержал свое первое испытание как управленец. С обязанностями директора, пусть и на короткий срок, но справился. Но ведь то, что я увидел, почувствовал, - это только вершина айсберга… Что там, интересно, под водой спрятано?..

14.01.2018
Недавно натолкнулся на свое эссе, написанное в 2015 году для конкурса «Педагог года Москвы».
«Как странно порой рождаются простые истины. Вот так сидишь на установочном семинаре конкурса, слушаешь обо всех регламентах, нормах, правилах, и вдруг говорят фразу, за которую цепляется сознание: «Откройте свой учительский ежедневник. Пролистайте его, это ваша учительская жизнь, ваш опыт».
В моей книге жизни еще мало страниц, но о чем говорит мой учительский ежедневник? Вечером после рабочего дня в полном одиночестве и уюте беру свой ежедневник. Он ничем не примечателен: черная кожа, немного потрепанный. Но кто бы мог подумать, что в нем моя маленькая учительская жизнь.
2011 год. Первый класс. Мой класс. Августовское педагогическое совещание. И пока те же формальности: списки, расстановка, учебники, необходимое, нужное. И тут взгляд останавливается на строчке: «Ноябрь. Данила М. не очень любит, когда называют Даней, больше любит полное имя Данила». Вот оно! Вот мое открытие как учителя-помощника, а не просто формального классного руководителя.
Начинаю поиски таких же интересных строчек. Две страницы, три страницы… Четыре страницы перелистаны. Неужели это все? Неужели я больше ничего не открыл в своих детях? Нет, вот же оно: «Артем Д. - увереннее себя чувствует, когда при ответе закрывает глаза». А дальше целый сборник описаний о каждом ученике, каким я его увидел, каким его я открыл.
2012 год. Второй класс. Интересная строчка попадается на глаза: «Устал. Больше нет сил. Все надоело». Я отчетливо помню этот момент. И тут же следующая фраза: «Устрой им праздник». И мы действительно устроили праздник. Простой. Как в любой семье, когда родители покупают тортик и вечером пьют чай все вместе. «Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей». Да, осознание требований стандарта. С того момента мы стали чуть больше чувствовать и понимать друг друга, я - своих учеников, они - друг друга и меня, своего учителя, помощника, взрослого друга.
Однажды на одном мастер-классе один философ сказал, что каждый из нас творец своей «Педагогической поэмы». Я тогда отмахнулся от этих громких слов. Ну какой я творец, да еще с пятилетним стажем педагогической карьеры…
Придет время, и будет надпись в моем ежедневнике: «Август 2015. Мой новый первый класс. И я снова буду учиться». И действительно, не зря я выбрал в качестве своего девиза, профессионального кредо слова: «Уча других, учусь я сам. И нет предела совершенству!»
Пожалуй, я не буду менять свой учительский ежедневник, а продолжу его… Продолжу писать свою педагогическую поэму.
Да, много ждет впереди: разочарования, потрясения, улыбки, победы, смех, слезы… Пока я нужен своим ученикам, пока я вижу, что не на все вопросы есть ответы в Google, пока я могу помочь в решении их терзаний как в учебе, так и в душе, я буду учителем. Но я не буду полноценным учителем без их подсказок, идей, поддержки, порой гениальных решений сложных ситуаций, без их советов и уроков».
Многое с того времени изменилось. Но я хорошо понимаю, что я не стал бы тем, кем являюсь сейчас, просто бы не справился с новыми нагрузками, если бы не мои дети, их глаза и улыбки. Каждый день, заходя к ним в класс, я чувствую, как наполняюсь радостью от общения с ними. Это они дают мне силы двигаться дальше.
Что будет дальше, я не знаю, известно лишь одно: свою педагогическую поэму я только начал писать.

15.01.2018
Трудно принимать жесткие решения по отношению к своим подчиненным, которые совсем недавно были твоими друзьями. Но головой ты понимаешь, что без этого решения ты будешь жестоким по отношению к детям. Итог дня: директор должен быть сильным, справедливым и мудрым... Учимся. Принимаем решения. Делаем выводы.

16.01.2018
Мне кажется, моя профессия, то, чем я занимаюсь, дает мне возможность постоянно знакомиться с новыми людьми. Я не перестаю удивляться и восхищаться тем, что вокруг столько неравнодушных к своей профессии людей. Самое приятное, что современная среда позволяет собирать единомышленников, делиться с ними опытом, перенимать что-то у них.
Мы случайно нашлись в Инстаграме и как-то раз захотели увидеться. Сначала нас собралось не так много, как хотелось, - человек пять. Но потом люди стали подтягиваться, и уже на второй встрече нас было 12 человек. Мы обсуждаем новые тренды в педагогике, школы, детей, классы, формы и методы работы, при этом мы играем в настольные игры, шутим и пьем чай. Встречаемся почти каждые выходные. На встречу приезжают учителя из разных районов и округов и даже из Подмосковья. Я называю наши еженедельные выходные встречи «педагогическими сходками», как это сейчас принято у блогеров. Вы не поверите, насколько людям это интересно.

17.01.2018
Чуть больше чем полгода прошло с момента моей аттестации на руководителя образовательной организации, и ровно полгода как я занимаю должность заместителя директора. Да, это был осознанный шаг - попробовать себя, увидеть все стороны жизни образовательного учреждения.
Я видел в этом возможность реализовать себя, свои задумки и проекты. Но реальность оказалась совершенно иной. В моей должности есть много плюсов, я приобрел новый опыт. Но сколько же существует «но»!

18.01.2018
Очередные курсы потенциальных директоров московских школ. Задумался, почему или, точнее, что мне не дает выполнить после каждой лекции тест на 100 процентов. Нет, не отсутствие знаний, а отсутствие практики административной работы, еще недостаточно глубокое погружение в проблемы управления школой. И да, оценки, которые я получил по теме «Эффективные доходы и расходы…», вполне меня устраивают, особенно если учесть, что я никогда раньше не занимался финансами, не видел, как составляется план закупок, как проводятся аукционы, торги.

19.01.2018
Как странно порой к нам поворачивается судьба. Иду на курсы руководителей ППЭ ГИА-9 и вижу напротив здание, где прошлым летом проходил первую в своей жизни аттестацию на руководителя. Будто завершается какой-то цикл и возвращает меня в точку исхода. Но у меня есть мнение, что, если судьба ведет по кругу, значит, где-то не взял то, что именно мне нужно.
Мне кажется, я должен стать гибче и научиться быстрее реагировать на происходящие вокруг события. Пока во мне много учительского.
Часто спрашивают, есть ли понятие «московская школа»? Конечно, есть. На мой взгляд, московская школа - это не просто разные образовательные организации, это сложная многофакторная система, не похожая ни на одну из систем образования в мире, уникальная, гибкая и современная. В Москве есть все, чтобы стать успешным учеником, учителем, директором. Чтобы стать человеком…
Городской мегапроект «Московская электронная школа» - мощнейший инструмент в руках учителя, ученика и родителей.
Как МЭШ помогает мне как заместителю? Да все просто. В отличие от предыдущего заместителя, собиравшего кучи бумаг, мне достаточно нажать пару кнопок, и все отчеты по каждому классу, по каждому ученику и учителю уже есть у меня. Не надо собирать данные по диагностикам внутренней службы качества, качественные показатели, все это есть в открытом для меня доступе, что дает мне преимущество перед другими заместителями, которые продолжают работать по старинке. Я чувствую себя в этом увереннее, и это моя среда. Вокруг нас много сред, которые можно использовать во благо будущего, во благо общества и страны в целом.

20.01.2018
Ну что же. Рабочая неделя подошла к концу. Она оказалась крайне тяжелой и сложной: проекты приказов, обращения, курсы, две стопки тетрадей на выходные... Круговерть, которая порой лишает радости моей профессии. А как же хочется, как раньше, как было прежде! Теперь у меня два урока в день. Это ни о чем. Это безумно мало...
…Почему выходные всегда такие короткие? Едва успеваешь «остановиться, чтобы оглянуться», посидеть за кружечкой чая, приводя свои мысли в порядок.
21.01.2018
Я много улыбаюсь, потому что мне нравится улыбаться, но то, что я говорю, - абсолютно серьезно. Let your smile change the world. But never let the world change your smile.

22.01.2018
Понедельник - день тяжелый. Наверное, у всех, не только у педагогов и у меня лично.
Нагрузив себя работой заместителя директора, я понял, как мало времени остается на учительство. Мне кажется, что у каждого в жизни наступает момент, когда спрашиваешь себя: что делать дальше? Вот и я себя спрашиваю: заместитель или учитель? Расставляю все точки в многоточии, но все равно не вижу пока решения. Ну что ж, надо взять все равно себя в руки, скоро запись в первый класс. Я горжусь тем, что в этом году к нам пришло из детского сада в первый класс намного больше детей, чем в прошлом. Вот так и создается «надежная школа».

23.01.2018
Можно ли назвать повышением то, что я стал заместителем директора по качеству образования и что теперь окунусь и в дела средней школы? Вероятно, да. Ведь в первую очередь заместитель - лицо, которому доверяет директор. Значит, директор мне доверяет. И чуть больше чем через год я снова пойду на аттестацию, но уже как заместитель, со своими результатами, за которые смогу ответить.
Человек развивается, когда он выходит из зоны комфорта, когда приходится напрягаться и вкладывать усилия. Я как раз вышел из зоны комфорта и сейчас в новых условиях создаю такую обстановку, в которой мне снова станет удобно.

24.01.2018
Подготовка к дню открытых дверей для будущих первоклассников. Просчитать каждую секунду времени, продумать каждое слово, обсудить до мелочей каждый мастер-класс. Ведь самое важное сейчас для меня, для школы - это достойно представить блок начального образования.

25.01.2018
Четверг. Селектор. Важные записи в ежедневник. Принять к сведению, как нужно делать, а как лучше не делать. Понравилась фраза Исаака Иоси­фовича Калины: «Не находите себе оправданий, если вы где-то не справляетесь». Постепенно выстраивается понимание, как быть эффективным руководителем.

26.01.2018
Последние приготовления к 27 января. Волнение. Справлюсь или нет? Но сомнений быть не должно: я же профессионал своего дела!

27.01.2018
Утро субботы всегда радует, даже если нужно на работу. Последняя проверка перед стартом, и вот первые гости... Понеслось...
Все прошло на ура. Был момент, когда я подумал, что все пошло не так, как задумывалось. Но мне только это показалось, на самом деле родители остались очарованы и довольны.
Одно из мероприятий, которое я полностью поставил сам. И оно прошло на высшем уровне. Коллектив выложился на все 100 процентов. Я доволен. Я сработал верно и правильно.
Быть сильным - вот главное качество руководителя.
А пока готовимся к новой неделе. ГИА ждет.

Досье «УГ»

Вячеслав Олегович Агеев с отличием окончил в 2010 году московский педагогический колледж №15. В 2014 году окончил МПГУ с красным дипломом по специальности «учитель начальных классов». Работает в ГБОУ «Школа №982» с августа 2010 года. Участвует в проекте НИУ ВШЭ по формированию читательско-писательской компетенции.

Продолжение следует