Елена А., учитель истории, Воронеж:
- Если говорить о серьезной травле, которая происходит в течение долгого времени, ее организатором чаще всего бывает кто-то из администрации, в большинстве случаев заместители директора. Сам директор систематически выживать кого-то из учителей не будет, он просто уволит, и все, найдет за что. А вот завучи есть такие, что только держись! Они если не сами в зачинщиках, то обязательно на стороне тех, кто все это безобразие затевает. И если у того, кого выживают, нет хорошей поддержки - все, человек может увольняться. А причины травли могут быть разными - от придирок к внешнему виду до ревности к профессиональным возможностям или даже к удачливости.

Людмила ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы, Ленинградская область:
- Да, у нас в школе была некрасивая ситуация, когда незаслуженно, на наш взгляд, уволили педагога, и несколько учителей высказали свою точку зрения на этот поступок администрации. На этих учителей потом начались гонения. Не явные, а завуалированные. Частое посещение уроков администрацией, опросы родителей, кричит ли учитель на уроке или нет, разборы каких-то анонимных писем. Самое страшное, что все все понимают, а сделать ничего не могут. Этих учителей защищать уже никто не решился, поэтому спустя некоторое время они уволились по собственному желанию. Эта ситуация показала, что затравить педагога можно легко, особенно если в твоих руках управленческий ресурс.

Елена М., учитель начальных классов, Великий Новгород:
- Лет 10 назад я окончила институт, вышла замуж и забеременела. Я боялась, что меня не возьмут из-за беременности на первую работу, и скрыла этот факт от руководства школы. Мне дали класс в начале учебного года, но я руководила им только три месяца. К началу декретного отпуска все открылось, и администрации школы пришлось искать нового учителя на мое место. Но педагога так и не нашли. В результате весь остаток учебного года коллеги меня замещали. После декрета я снова пришла в эту школу работать, но коллеги недоброжелательно ко мне относились. Я ушла из этого коллектива. Считаю, что сама виновата в том, как отнеслись ко мне.

Галина C., учитель начальных классов, Республика Карелия:
- Была в жизни такая история. Не со мной, а с моей ученицей, которую я знаю с семи лет. Она с детства мечтала быть учителем и стала! Не просто педагогом начальной школы, а еще и логопедом, заботливым классным руководителем. Жизнь в поселке - испытание непростое, особенно если человек выделяется. А она выделялась тем, что искала возможности развивать детей, разные конкурсы, викторины организовывала. Ее заметили, начали отмечать, звать на районный уровень чаще других, а коллектив из педагогов-стажистов не поддержал все эти начинания. Зарплата маленькая, кому захочется в школе сидеть, снеговиков лепить или викторину придумывать, у всех стирка, готовка, внуки... И вот однажды на педсовете коллеги сказали ей: «Хватит!» Она из школы не ушла - негде у нас работать больше, но классного руководства с тех пор не брала.